Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Социально – экономическая сущность налогов»
....
Тема 11 «Налогообложение субъектов малого бизнеса»
Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»

 

Вопрос 1. Понятия  и виды налоговых правонарушений.

Вопрос 2. Ответственность налоговых органов и таможенных органов, а также их должностных лиц.

 

 

Вопрос 1. Понятия  и виды налоговых правонарушений.

Ответственность в налоговой сфере — комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Поэтому ответственность регулируется различными отраслями права:

  • Налоговым кодексом РФ при наличии признаков налоговых правонарушений;
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП);
  • уголовным законодательством РФ при наличии признаков преступления.

Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъекты налоговой  ответственности — налогоплательщики (организации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели), сборщики налогов и сборов.

Законодательством определены следующие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения :

  • никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, а также повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;
  • лицо не виновно в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается на налоговые органы;
  • неустранимые сомнения в виновности лица в совершении им налогового правонарушения толкуются в его пользу.

Законодательство  признает два обстоятельства, исключающих  вину юридического лица в отношении  налогового правонарушения: совершение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств; исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом.

При применении налоговой ответственности законодательство учитывает признаки повторности  и умысла; имеются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения .

Срок давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения определен в три года.

Состав  налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние в области налогообложения; это необходимое основание налоговой ответственности. Ответственность наступает при совершении одного из правонарушений, входящих в ту или иную группу предлагаемой ниже классификации объектов.

В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие виды нарушений в налоговой сфере:

  1. нарушения в системе налогов;
  2. нарушения против исполнения доходной части бюджетов;
  3. нарушения в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  4. нарушения против контрольных функций налоговых органов;
  5. нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности;
  6. нарушения обязанностей по уплате налогов;
  7. нарушения прав и свобод налогоплательщика.

В зависимости от субъекта ответственности установлены три вида налоговой ответственности:

  1. за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов (для налогоплательщиков);
  2. за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (для сборщиков налогов);
  3. за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков (для кредитных учреждений).

В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия, выделяются следующие группы составов нарушений :

  1. сокрытие или занижение объектов налогообложения;
  2. нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения;
  3. нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган;
  4. нарушение порядка уплаты налога;
  5. прочие нарушения.

Более подробно составы нарушений раскрываются ниже.

Сокрытие  доходов — как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неоприходование поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.

Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налоговой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распространенными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неверное отражение курсовых разниц по валютным операциям; отнесение затрат по ремонту к обоснованным при наличии ремонтного фонда; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

Сокрытие  или неучет объекта налогообложения — касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете предприятия первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.

Неучет  объекта — связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

Отсутствие  учета объектов налогообложения — как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсутствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.

Ведение учета с нарушением установленного порядка — обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

Непредставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган — влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

Задержка  уплаты налога — налоговой ответственностью за это правонарушение является взыскание пени — денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.

Неудержание налога у источника выплаты — ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц несет налоговый агент. С предприятий в бесспорном порядке взыскиваются соответствующие суммы и штраф, а также за несвоевременное перечисление — пени за каждый просроченный день. Ответственность наступает лишь при выплате дохода физическому лицу и фактическом получении лицом этого дохода.

В соответствии с Кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относится ответственность свидетеля; отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Также установлены виды нарушений законодательства о налогах и сборах и санкции за эти нарушения в отношении банков.

 

 

Список использованной литературы

 

Основная литература:

 

  1. Налоговая нагрузка не увеличилась (А.Р. Агзамов, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 1, I квартал 2005 г.)
  2. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор Круглого стола) (Н.П. Мельникова, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 24, декабрь 2004 г.)
  3. Правовые аспекты налогового планирования (Д.Ю. Акулинин, "Налоговый вестник", N 10, октябрь 2004 г.)

 

 

 

Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»

 

Вопрос 1.Сущность, формы и методы налогового контроля.

Вопрос 2. Налоговые проверки, их виды.

 

 

Вопрос 1.Сущность, формы и методы налогового контроля.

 

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:

  • наблюдение за подконтрольными объектами;
  • прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
  • принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
  • выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.

Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции являются:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др.

Виды  налогового контроля можно рассматривать по различным основаниям.

Оперативный контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный  контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Внутренний  аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Минфина России. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. Кодекса: 83, 84, 85 и 86.

Организации и  физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

  • по месту нахождения организации,34 месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка  на учет в налоговом органе организаций  и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, связанных с возникновением обязанности по уплате налогов и сборов. Порядок постановки на учет устанавливается Правительством РФ. При этом используются сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Постановка и снятие с учета физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Информация о работе Лекции по "Налогам"