Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Социально – экономическая сущность налогов»
....
Тема 11 «Налогообложение субъектов малого бизнеса»
Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

В ходе реформирования российской налоговой системы с 1 января 2002 г. официально введен налоговый  учет, являющийся основой по исчислению налога на прибыль организаций. Такой  вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313–333 Кодекса, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Вопрос 3 . Основные приемы и методы налогового учета.

 

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Его назначение — обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций. Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, налогоплательщик вправе восполнить недостающие данные дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Более того, налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета .

Порядок ведения  налогового учета устанавливается  в учетной политике для целей  налогообложения, которая должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика .

Решение о внесении поправок в учетную политику для  целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В 2003 г. был введен стандарт с той целью, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли  понять и оценить расхождения  между суммами налога на прибыль, исчисленными по различным предписаниям системного и внесистемного учета, т. е. по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству. Таким образом, можно считать, что в 2002–2003 гг. произошло изменение правил ведения финансового и налогового учета и, как следствие — содержательной стороны информационного обеспечения налогового производства.

Исчисление  налога — совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд .

Как упоминалось, обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налоговые органы или налоговых агентов. В зависимости от этого выделяют налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и налоги неокладные, исчисляемые прочими субъектами.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот . Подробные сведения о существенных элементах налога, которые дополняют и углубляют порядок исчисления налога, были приведены в гл. 3.

Кроме особенностей, связанных с исчислением налога по правилам налогового учета, имеются  и другие моменты, которые необходимо учитывать в практической работе . Кратко охарактеризуем их.

1. Необходимо  разграничивать понятия объект и предмет налогообложения. Четкое нормативное определение объекта конкретного налога позволяет избежать многозначности при толковании налоговых норм.

2. При определении  объекта налогообложения как  юридического факта следует определить  правила его ограничения:

  • по субъекту (объект по НДС может возникнуть как у предприятий, так и у предпринимателей, однако при определенных условиях они не являются плательщиками данного налога);
  • по территории (например, НДС не облагается продукция морского промысла, добытая в Мировом океане);
  • по конструкции, когда родственные показатели разделяются на два налога либо один показатель выводится из-под налогообложения.

Исчисление  налога осуществляется путем оценки предмета налога. Для этого выбирают масштаб налога и единицу налога.

3. Необходимо правильно  определить налоговую базу. Общие вопросы исчисления налоговой базы и налоговой ставки регулируются ст. 53 и 54 Кодекса.

Правильное определение  момента возникновения налогового обязательства обусловлено использованием кассового или накопительного метода формирования налоговой базы. Основной способ формирования размера налогооблагаемой базы — прямой. В соответствии с ним определяются документально подтвержденные показатели налогоплательщика. Однако в России используется также косвенный способ, или расчет по аналогии.

4. Следует учитывать, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Кодексом, налоговые ставки по региональным налогам — законами субъектов РФ в пределах, установленных Кодексом. Кроме того, есть общие, повышенные и пониженные ставки.

5. Определение понятия налоговые льготы, а также порядок их применения к федеральным, региональным и местным налогам и сборам являются предметом ст. 56 Кодекса. Принципиальное положение этой статьи, на котором следует акцентировать внимание, — это закрепление за законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления исключительного права в части установления льгот. Ни исполнительные, ни судебные ветви власти таким правом не обладают.

Важное значение для исчисления налогов и применения ответственности имеет определение характера налоговых льгот, в частности прав и обязанностей налогоплательщика. Чтобы получить льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право на нее. При отсутствии всех необходимых документов льготы не предоставляются. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.

Следует иметь в виду, что льготы предоставляются в  различных формах. К ним относятся: освобождение от уплаты налогов отдельных  категорий лиц; изъятие из базы определенных частей объекта налога; установление необлагаемого минимума; вычет из базы определенных сумм, часто — расходов налогоплательщика; понижение ставок; вычет из налогового оклада; возврат ранее уплаченного налога; отсрочка и рассрочка уплаты налога. Как правило, полноценное использование льгот снижает налоговое бремя субъекта.

6. Расчет суммы налога  связан с определением налогового периода. При этом даже факт переплаты налога в последующие налогооблагаемые периоды не снимает ответственности налогоплательщика за те периоды, в которых допущены нарушения. Надо учитывать, что исчисление налога осуществляют по кумулятивной (нарастающим итогом) или некумулятивной системе.

7. Исчисление налога может  проводиться и разными методами. Так, в отношении подоходного налога могут применяться две системы расчета: 1) глобальная, или германская, — исчисление и взимание налога осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика; 2) шедулярная, или английская, — предусматривает разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и каждая часть облагается по отдельности.

8. Надо постоянно иметь  в виду, что сумма налогового  обязательства фиксируется в  налоговой документации, за непредставление  или несвоевременное представление  которой в налоговый орган предусмотрены штрафные санкции.

Уплата  налога — совокупность действий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд . Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 Кодекса применительно к каждому налогу. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодательством о налогах и сборах. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых документов. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Источник  налога — резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. С экономических позиций в этом качестве выступает доход или капитал. Конкретными источниками налогов были определены: для НДС — добавленная стоимость; для таможенной пошлины — выручка; для земельного налога — себестоимость; для налога на рекламу, налога на имущество предприятий, сбора за уборку территорий и некоторых других — финансовый результат; для налога на прибыль и большинства местных налогов — соответственно налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль предприятия; для налога на доходы физических лиц — доход. Сроки уплаты налогов зависят от того, относятся налоги к срочным или к периодично-календарным. Согласно ст. 57 Кодекса, сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или исчислением периода времени (год, квартал, месяц, декада, неделя, дни), а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

 

Список использованной литературы

 

Основная литература:

  1. Шопенко Д.В., Бродский М.Н., Гончарук О.В. Теоретические и методические основы формирования и функционирования налогового механизма в условиях его трансформации – СПб, 2004 г. 360 с.
  2. Экономика налоговой политики/ Под ред. Майкла П., Девере – М, 2001 г. – 328 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 4

 

Тема 4  «Налогообложение юридических лиц – НДС, акцизы»

 

Вопрос 1.НДС (субъект налога, объект, ставка, налоговый и отчетный периоды, срок уплаты порядок исчисления, метод начисления, налоговые льготы, распределение суммы налога)

Вопрос 2. Акцизы (субъект налога, объект, ставка, налоговый и отчетный периоды, срок уплаты порядок исчисления, метод начисления, налоговые льготы, распределение суммы налога)

 

Вопрос 1. Налог  на добавленную стоимость

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым  кодексом РФ (часть вторая, гл. 21). Для расчета НДС в налоговое производство введено применение счетов-фактур.

Налогоплательщиками данного налога признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Не являются плательщиками НДС организации  и индивидуальные предприниматели (кроме налогоплательщиков акцизов), у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в  течение 3-х предшествующих последовательных календарных месяцев не превысила без НДС 1 млн руб., а с 1 января 2006 г. – 2 млн руб. Эта норма не применяется в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России. Освобождение от уплаты НДС предоставляется налогоплательщику сроком на год и может быть продлено.

Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Характерно, что  законодательство не признает реализацией товаров достаточно большое количество операций. Это операции, связанные с обращением валюты; передача имущества правопреемникам; наследование имущества и др.

Объектом обложения  НДС является реализация товаров  только на территории России. Облагаемый оборот определяется исходя из продажной стоимости товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость. Для целей налогообложения под продажной ценой понимается цена, указанная сторонами сделки. При оказании посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученного в виде надбавок или вознаграждений.У заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам поручения и комиссии, облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров без НДС.

По товарам, ввозимым на территорию РФ, в налогооблагаемую базу входят: таможенная стоимость  товара, таможенная пошлина, а по подакцизным  товарам — сумма акциза.

Предприятие самостоятельно определяет момент реализации товаров для целей налогообложения. Если в учетной политике для целей налогообложения моментом реализации является отгрузка, то датой возникновения налогового обязательства при расчете НДС является ранняя из следующих дат: а) день отгрузки товара (выполнение работ, оказание услуг); б) день оплаты товаров (работ, услуг); в) день предъявления покупателю счета-фактуры. Организации, установившие в учетной политике момент реализации по оплате товаров, определяют возникновение налогового обязательства по мере поступления денежных средств за отгруженные товары.

Информация о работе Лекции по "Налогам"