Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Социально – экономическая сущность налогов»
....
Тема 11 «Налогообложение субъектов малого бизнеса»
Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев  законом установлено, что налоговый  орган должен исчислить сумму  налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока уплаты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, налоговой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога –  это определенные приемы внесения суммы  налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

Порядок уплаты налога включает определение:

  • направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд. Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственный внебюджетные социальные фонды;
  • средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;
  • механизма платежа. Большинство налогов платится, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи. Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций.
  • субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (перечислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент.
  • формы уплаты налога (наличная, безналичная).

 

 

 

 

Вопрос 3.Налоговая система и структура построения налоговой системы РФ.

 

Реформирование  налоговой системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.

В настоящее время одним  из препятствий на этом пути является невысокая эффективность государственного управления, вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообложение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству» — отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868–1953). Однако сложившаяся система налогообложения вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, поскольку блокирует основной источник внутренних инвестиций – добавочный доход. Налоговой системе присущи и другие изъяны. Это недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности; значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики. Следует выделить нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с законными требованиями государства.

В конце 90-х гг. XX в. рамках структурной перестройки  российской экономики были определены три приоритетные направления развития и совершенствования системы  налогообложения: 1) достижение стабильности и определенности налоговой системы; 2) снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов; 3) повышение сбора налогов. По всем этим линиям можно отметить положительные сдвиги и тенденции.

С точки зрения количественных параметров налоговой системы и  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, целями налоговой политики являются: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок; повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Таким образом, совершенствование  налоговой системы в среднесрочной  перспективе представляет собой  некий компромисс между интересами государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособности, а также упрощению процедур налогового производства и налогового администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложения необходимо рассматривать с учетом этих положений.

Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее — региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

К федеральным налогам  и сборам относятся следующие 9 налоговых  платежей:

  1. налог на добавленную стоимость (гл. 21 Кодекса);
  2. акцизы (гл. 22 Кодекса);
  3. налог на доходы физических лиц (гл. 23 Кодекса);
  4. единый социальный налог (гл. 24 Кодекса);
  5. налог на прибыль организаций (гл. 25 Кодекса);
  6. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);
  7. водный налог (гл. 25.2 Кодекса);
  8. государственная пошлина (гл. 25.3 Кодекса);
  9. налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Кодекса).

Региональные  налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

  1. транспортный налог (гл. 28 Кодекса);
  2. налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса).

Положительным результатом реформирования в налоговой  сфере также является введение специальных  налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для  определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения  и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);
  2. упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Кодекса);
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Кодекса).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог (гл. 31 Кодекса).

Сведения о  действующих местных налогах  должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях — ежеквартально.

 

Список использованной литературы

 

Основная литература:

  1. Ценообразование и налогообложение: Учебник/ Под ред. И.К. Салимжанова – М, 2003 г.
  2. Черник Д.Г., Поченок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов – М, 2000 г. – 511 с.
  3. Шопенко Д.В., Бродский М.Н., Гончарук О.В. Теоретические и методические основы формирования и функционирования налогового механизма в условиях его трансформации – СПб, 2004 г. 360 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №3
Тема 3 «Налоговое производство» 

 

 

Вопрос 1. Различные  подходы к определению «налоговое производство».

Вопрос 2. Две  модели сосуществования бухгалтерского и налогового учетов.

Вопрос 3. Основные приемы и методы налогового учета.

Вопрос 1. Различные  подходы к определению «налоговое производство».

Юридической обязанностью налогоплательщика является уплата налогов. Мера поведения обязанного лица по уплате налогов определена с момента выявления размера обязательств до реального внесения платежа в бюджет или внебюджетный фонд. В системе налоговых отношений существует отдельная подсистема — налоговое производство. Это установленная законодательством совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность и которые определяют порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определены ст. 38–79 Кодекса , а предметом регулирования является налоговая отчетность. Следовательно, налоговое производство рассматривается в первую очередь как налогово-правовое определение. Однако данное понятие можно воспринимать и как категорию административно-правового регулирования налогового правоотношения. Поэтому предметом изучения являются не только элементы налога (объект, льготы и т. д.), но и полномочия налоговых администраций определять объект, предоставлять льготы и т. д.

В целом  налоговое производство делится  на две крупные подсистемы: исчисление налогов и уплата налогов.

В качестве дополнительного, но крайне важного компонента можно выделить информационное обеспечение и документирование исполнения налогового обязательства. Основу этих обеспечивающих подсистем составляют бухгалтерский и налоговый учет в подсистеме исчисления налога.

Это связано с тем, что по мере развития российской налоговой системы только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Кроме того, составы налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадали. Этим объясняется появление в российском законодательстве сначала словосочетания «для целей налогообложения», а затем и признание системы налогового учета.

Таким образом, в настоящее время принципиально  важным является официальное признание  налогового учета, при котором показатели, связанные с исчислением облагаемой базы, формируются по особым правилам и без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. А это создает значительные трудности в работе специалистов, осуществляющих исчисление и уплату налогов.

 

Вопрос 2. Две  модели сосуществования бухгалтерского и налогового учетов.

 

Взаимодействие  бухгалтерского учета и налогообложения  характеризуется следующим:

  • налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета;
  • налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;
  • показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на основе данных налогового учета.

В рамках последних  двух положений можно выделить несколько  особых приемов и способов:

Установление  специальных учетно-налоговых показателей  базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей  налогообложения. Например, используется такой учетно-налоговый показатель, как валовая прибыль.

Расчет специальной налоговой  себестоимости представляет собой  установление особого правила формирования учетно-налогового показателя, отличного  от учетной методики. Так, для целей  налогообложения произведенные предприятием затраты корректируют с учетом установленных лимитов, норм и нормативов.

Определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. Напомним, что существуют два метода формирования налоговой базы: кассовый (присвоения) и накопительный, (начислений).

Установление  налогового дисконта — это поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером является специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС.

Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения. В рамках одного налогового периода исчисление налога возможно по некумулятивной системе или по кумулятивной системе (нарастающим итогом).

Введение  специальной налоговой документации — технический прием налогового учета. В ее состав с 1 января 2002 г. введены первичные документы налогового учета .

Особое место  в составе налоговой документации отведено налоговой декларации, которая представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. Общий порядок представления деклараций и правила внесения в них дополнений и изменений определены ст. 80–81 Кодекса.

Информация о работе Лекции по "Налогам"