Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

1. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование.
Итак, сущность налога - изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
1. работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
2. хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов и платежей формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

1. Характеристика  современной налоговой системы  России, ее реформирование.

Итак, сущность налога - изъятие государством в  свою пользу определенной части ВВП  в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  1. работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  2. хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых  взносов и  платежей формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина – денежный сбор, взимаемый государством с граждан  и юридических лица на возмещение расходов на совершение в их интересах некоторых специфических операций.

Функции налогов.

Функция налога  - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств.

Выделяют следующие  функции налогов:

1. фискальная  – основная. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюдж-х фондах ср-ва для реал-и гос-х программ. Эти ср-ва расх-ся на соц-е услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, адм-но-упр-е расходы и платежи по гос-му долгу.

2. соц-я ф-я  осущ-ся через неравное н/обложение  разных сумм доходов. С помощью данной ф-и перераспределяются доходы м/у разл-ми категориями населения.

3. регулирующая  ф-я посредством нал-х мех-м  выполняет те или иные задачи  налоговой политики гос-ва. Данная  ф-я предполагает влияние налогов  на инв-й процесс, спад и рост производства, а также его стр-ру. Три составляющие:

а) стимулирующая  подф-я прояв-ся через систему  льгот и освобождений.

б) дестимулирующая  подф-я, кот-я через повышение  ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить там-е пошлины, приостановить вывоз кап-ла из страны.

в) воспроиз-я  подф-я, аккумул-я ср-ва на восстановление исп-х рес-в.

4. контрольная  ф-я позволяет гос-ву отслеживать  своевременность и полноту поступления  в бюджет нал-х платежей, сопоставлять  их вел-ну с потребностями в фин-х ресурсах.

Элементы  налога

Субъект н/обложения  – лицо, на кот-го возложена юр-я  обязанность уплатить налог за счет собст-х средств. (орг-и и физ-е  лица).

Носитель налога – это  лицо, кот-е несет тяжесть н/обложения  в конечном итоге.

Предмет н/обложения –  это реальные вещи и нематериальные блага, с наличием кот-х закон  связывает возникновение налоговых  обязательств.

Объект н/обложения –  юр-е факты (действия, события, состоянии), кот-е обуславливают обязанность  субъекта заплатить налог. К ним относится совер-е оборота по реал-и товара, владение им-м, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода.

Масштаб налога – установленная  законом хар-ка (параметр) измерения  предмета налога. Он опр-ся через эк-е (стоимостные) и физические характеристики.

Единица н/обложения –  единица масштаба н/обложения, кот-я  исп-ся для кол-го выражения нал-й  базы.

Нал-я база – количественное выражение предмета н/обложения.

Нал-й период – срок, в  течение кот-го формируется нал-я  база и окончательно определяется размер нал-го обязательства.

Ставка налога – размер налога на единицу н/обложения.

Твердые – на каждую единицу  н/обложения определен зафиксиров-й  размер налога.

Равные – равная сумма  налога.

Процентные – опр-й %.

Нал-е льготы – это сокращение размера нал-го обязательства.

Изъятия – это нал-е  льготы, напр-е на выведение из-под  н/обложения отдельных предметов  н/обложения.

Скидки – это льготы, направ-е на сокращение налоговой  базы. (Вычеты).

Налоговые кредиты – это  льготы, направ-е на уменьшение нал-й ставки или налоговой базы.

Существует три способа  уплаты налога: - уплата налога по декларации, т.е. на н/плательщика возлагается  обязанность представить в устан-й  срок в налоговый орган офиц-е  заяв-е о своих нал-х обязательствах. – уплата налога у источника дохода, т.е. момент уплаты налога предшествует моменту пол-я дохода. Это как бы автомат-е удержание, безналичный способ. – кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внеш-х признаков предполагаемой средней доходности им-ва.

Порядок уплаты налога –  это способы внесения суммы налога в соот-й бюджет.

В зав-ти от сроков уплаты выд-ют налоги срочные и периодично-календарные.

Налоговая система  – взаимосв-я совокупность действ-х  в данный момент в конкретном гос-ве сущ-х условий н/обложения. Сущ-е усл-я н/обложения: - порядок установ-я и ввода в действие налогов. – виды налогов и общие элементы налогов. – порядок распределения налогов по бюджетам. – система нал-х органов. – права и отвественность участников нал-х отношений.

Классификация налогов.

1. По субъекту  уплаты: • налоги с физических  лиц. • налоги с юридических  лиц. – смешанные налоги.

2. По способу  изъятия: • Прямые, кот-е взимаются  непосредственно с им-ва или  доходов налогопл-ка: реальные –  упл-ся с учетом предполагаемого среднего дохода н/плательщика. Личные, кот-е уплач-ся с реально пол-го дохода.

• Косвенные  налоги вкл-ся в цену тов-в и услуг: индивид-е, универсальные, тамож-е пошлины.

3. В зав-ти  от органа, кот-й устан-т и имеет  право изменять и конкретизировать налоги: • Федеральные, • Региональные (субъектов РФ), • Местные.

4. По сроку  уплаты: срочные и периодично-календарные.

5. По цел-й  направленности: абстрактные – предназ-ны  для форм-я дох-й части бюджета  в целом. Целевые – вводятся  для фин-я конкретного напр-я гос-х расходов.

6. По уровню  бюджета в кот-й зачисляется  налоговый платеж: закрепленные  налоги – непосред-но и целиком  поступающие в тот или иной  бюджет или внебюд-й фонд. Регулирующие  – разноуровневые, поступающие одновременно  в различные бюджеты в пропорции.

7. По порядку  введения: общеобязательные налоги, кот-е взимаются на всей терр-и  страны независимо от бюджета,  в кот-й они поступают. Факультативные, кот-е предусмотрены основами  нал-й системы, но их введение  и взимание – компетенция органов  местного самоуправления.

8. По отношению  налогов на хоз-й результат:  включаются в с/с, вкл-ся в  цену прод-и, относятся на фин-й  рез-т, уплачив-ся за счет налогообл-й  прибыли, упл-ся за счет чистой  прибыли, удерживаются из дохода  работника. 

НДС – ФБ, Акцизы – распред-ся м/у бюджетами. Налог на прибыль: 5%-ФБ, 17%-Суб. РФ, 2%-местные бюджеты. ЕСН: Налоговые ставки: 35,6 %. ФБ-28%: 14% ФБ и 14% ПФ: 11% страх-я и 3% накоп-я. ФСС-4%. ФОМС-3,6%: ФФОМС-0,2% и ТФОМС-3,4%.

Предприниматели: 13,2%: 9,6% ФБ. ФОМС: ФФОМС – 0,2 и ТФОМС – 3,4%. ПФ – 150 руб.: 100 страх-я и 50 накоп-я.

Налог на добычу п/и: Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в  виде углеводородного сырья (кроме  газа природного горючего из всех видов  месторождений углеводородного сырья), распределяется следующим образом: 85,6 процента от суммы налога - в доход федерального бюджета; 14,4 процента от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым на территории автономного округа, входящего в состав края или области, полезным ископаемым в виде углеводородного сырья (кроме газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья) распределяется следующим образом: 81,6 процента от суммы налога - в доход федерального бюджета; 13,4 процента от суммы налога - в доход бюджета округа; 5,0 процентов от суммы налога - в доход бюджета края или области; при добыче газа природного горючего из всех видов месторождений углеводородного сырья доходы от уплаты налога зачисляются в федеральный бюджет;

ЕН на ВД, упрощ-я  система н/обложения, с/х налог  – органы фед-го казначейства.

Транспортный  налог – территор-й джорожный  фонд.

Налог на операции с ц.б. – ФБ. Налог на им-во физ-х  лиц – местный бюджет. Зем-й  налог – Фед-е Казначейство. Налог на рекламу – местный бюджет. Сбор на благ-во – местный бюджет.

С 2003 года отменен  налог с владельцев тран-х ср-в, заменен тран-м налогом. С 2003 года отменен налог на покупку ин-й  валюты. С 2004 года НДС 18% вместо 20%. 2006 год -17,5%. С 2004 года отменен налог с продаж. С 2005 года сниж-ся ЕСН до 30,6%, нал-я база снижается до 50000 руб.

  1. 24% из них: - в 2002 г. зачислялось: 7,5% - в федеральный бюджет; от 14,5% до 10,5% – в бюджеты субъектов РФ; 2% - в местные бюджеты.
  • в 2003 г. зачислялось: 6% - в федеральный бюджет; 16% – в бюджеты субъектов РФ; 2% - в местные бюджеты.
  • в 2004 г. зачисляется: 5% - в федеральный бюджет; 17% – в бюджеты субъектов РФ; 2% - в местные бюджеты.

С 2004 года вступили в силу 29 и 30 главы НК, налог на игорный бизнес и налог на им-во п/п.

Ставка налога на им-во составляет – 2,2%.

Система налогов  и сборов в РФ. (НК, ст.12)

Федеральные налоги и сборы (НК, ст.13)- устанавливаются  НК и обязательны к уплате на всей территории РФ:

  1. НДС;
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. Налог на прибыль  (доход) организаций;
  4. Налог на доходы от капитала;
  5. Подоходный налог с физических лиц;
  6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. Государственная пошлина;
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. Налог на пользование недрами;
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13. Лесной налог;
  14. Водный налог;
  15. Экологический налог;
  16. Федеральные лицензионные сборы.

Региональные  налоги и сборы (ст. 14.) – налоги, которые  устанавливаются  НК и законами субъектов  РФ (ставки в пределах, порядок и  сроки уплаты, формы отчетности)  и обязательны к уплате на территории субъекта:

  1. Налог на имущество организаций;
  2. Налог на недвижимость;
  3. Дорожный налог;
  4. Транспортный налог;
  5. Налог с продаж;
  6. Налог на игорный бизнес;
  7. Региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы (ст.15) – устанавливаются  НК и законами муниципалитета и обязательны к уплате  на территории муниципалитета:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц;
  3. Налог на рекламу;
  4. Налог на наследование или дарение;
  5. Местные лицензионные сборы.

При введение в  действие налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество физических лиц, налога на имущество предприятий и земельного налога.

2. Налог  на прибыль организаций.

Налогоплательщики (ст.246):

  1. российские организации,
  2. иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ.

Объект налогообложения (ст.247)- прибыль налогоплательщика:

Категория плательщика

Понятие прибыли

Российские организации

Полученный доход, уменьшенный 

на величину расходов, определенных гл.25НК

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в  РФ через постоянное представительство

Полученный через 

постоянное представительство  доход,

 уменьшенный  на величину произведенных

 этим представительством  расходов,

определяемых  гл.25 НК

Иные иностранные  организации

Доход, полученный от источников в РФ,

 определяемый  в соответствии со 

ст. 309 НК


Доходы:

  1. Доходы от реализации (ст. 249): - выручка от реализации товаров (Р,У) как собственного производства, так и приобретенных; -выручка от реализации имущественных прав.
  2. Внереализационные доходы  (ст. 250): -от долевого участия в других организациях; -от купли-продажи ин.валюты; -штрафы, пени и др. за нарушение договорных обязательств; -от сдачи имущества в аренду; -проценты, полученные по договорам займа, кредита и т.д. -суммы восстановленных резервов; -доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году; -положительная курсовая разница, полученная от переоценки имущества и др. -в виде сумм списанной кред-й задол-ти. -выяв-е излишки ТМЦ при инв-и.

Информация о работе Лекции по "Налогам"