Местные налоги в г. Архангельск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Итак, для того, чтобы начать работу над курсовой, нам потребовалось найти само понятие местных налогов. В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьёй 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Местные налоги в России………………………………………….5
1.1 Земельный налог……………………………………………………..….…13
1.2 Налог на имущество физических лиц……………………………………17
1.3 Выводы по Главе 1………………………………………………………....20
Глава 2. Местные налоги в странах Запада………………….……………21
Глава 3. Местные налоги в г. Архангельск………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya nalogi.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Сумма налога на имущество физических лиц  определяется как соответствующая  процентной ставке доля налоговой базы. Налоговая база определяется органами БТИ по состоянию на 1 января каждого  года как суммарная инвентаризационная стоимость объекта.

Ставки налога устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

В Законе РФ «О налогах  на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

1. При суммарной инвентаризационной  стоимости до 300 000 рублей  ставка налога – до 0,1% (включительно);

2. При суммарной инвентаризационной  стоимости от 300 000 рублей до 500 000 рублей ставка налога – свыше 0,1% до 0,3%(включительно);

3. При суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 рублей ставка налога – свыше 0,3% до 2,0 %(включительно).

Исчисление налогов  производится налоговыми органами по месту расположения объекта налогообложения на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налоги зачисляются  в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

При определении суммы  налога необходимо учитывать, находится  ли налогооблагаемое имущество в  собственности:

  1. одного физического лица;
  2. в общей долевой собственности;
  3. в общей совместной собственности нескольких лиц.

Законом РФ «О налогах  на имущество физических лиц»  предусмотрены  льготы по налогу в виде полного  освобождения от уплаты налога некоторых  категорий граждан:

  1. Герои Советского Союза и Герои РФ;
  2. инвалиды 1 и 2 группы;
  3. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог на строения, помещения  и сооружения не уплачивается:

  1. пенсионерами, получающими пенсию в соответствии с пенсионным законодательством;
  2. с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления также  имеют право устанавливать  налоговые льготы по налогу на имущество  физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.

По  новым строениям, помещениям и сооружениям  налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или  приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются  плательщикам налоговыми органами в  порядке и сроки, которые установлены  Налоговым кодексом РФ. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлечённые к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведённого налогообложения допускается не более чем за 3 предыдущие года.

1.3 Выводы по Главе 1

Таким образом, мы рассмотрели два обязательных местных налога, применяемых на территории РФ. Однако, местные органы власти кроме рассмотренных выше двух местных налогов могут устанавливать на подведомственной им территории такие местные налоги, как6:

1.  Налог на рекламу;

2. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

При этом налоговые ставки на данные местные налоги устанавливаются  непосредственно органами самоуправления. Суммы платежей по налогам зачисляются в городские бюджеты либо по решению районных и городских органов государственной власти – в районные бюджеты районов (в городах).

Местные налоги играют важную роль в доходах местных  бюджетов. Они оказывают регулирующее  влияние на  развитие социальной инфраструктуры  территории  и более понятны налогоплательщику. Однако в сложившейся ситуации в России доля местных налогов в формировании доходов местных бюджетов неоправданно мала и не превышает, по оценкам  специалистов, 20% всех доходов  местных  бюджетов. При этом наиболее значимым является земельный налог. Его доля в общих доходах местных бюджетов достигает 18%. Особенно важна его роль в сельских бюджетах.7 Удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов пока невелик, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество.

Вместе с  тем поступление местных налогов и сборов в доходную  часть  местных бюджетов городов и  районов  неодинаково  и  зависит  от  специфики  района, особенностей формирования доходной части бюджета. Наиболее заселённые районы, имеющие развитую структуру производства, получают  больше средств за счёт местных налогов и сборов. Здесь доля местных налогов в местном бюджете может достигать 50%.

Относительно статьи 15 Налогового кодекса РФ нередко  высказываются опасения за состояние  местных бюджетов. Ведь при создании налоговой системы местных налогов было 23, что превышает количество местных налогов в настоящее время почти в 10 раз. По этому поводу можно сказать, что основная доля доходной части местных бюджетов все-таки формируется за счёт процентных отчислений от федеральных налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Удельный вес местных налогов в местных бюджетах не столь велик.  Но с отменой большого числа местных налогов улучшается финансовое состояние предприятий, что позитивно сказывается на развитии налоговой базы. Упрощается в целом налоговая система Российской Федерации, что является одной из целей налоговых реформ.8

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения  финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

Глава 2. Местные  налоги в странах Запада

Существенные пробелы  в налоговой системе России сегодня очевидны всем. Экономисты, предприниматели, директора государственных предприятий единодушны - надо пересмотреть налоговое законодательство так, чтобы оно стимулировало производственную сферу, служило делу развития районов и территорий. При этом многие ссылаются на положительный опыт западных стран в применении ими налогового обложения на местном уровне.

Анализ зарубежного  опыта налогообложения может  оказать большую пользу в реформировании местного налогообложения. Общая величина местных сборов в странах Запада оценивается величинами от одной до двух третей бюджета того или иного муниципалитета. Недостающее восполняется трансфертами с более высокого административного уровня – будь то штат, федеральная земля, федерация. За рубежом также взимаются: налог на игорный бизнес, налог на гостиничные услуги, сбор за регистрацию автомобилей, налог на парковку автомобилей.

Зарубежная практика финансового обеспечения муниципалитетов  показывает, что разработанные системы  местных сборов способствуют развитию экономик территорий, повышению потребительского спроса, жизненного уровня населения. Современные западные системы местного налогообложения во многом основываются на классических воззрениях, особенно при наличии на местах немалого количества собственных объектов обложения, передачи им в основном имущественных налогов, ограниченно используют косвенные налоги.

В большинстве зарубежных стран на долю местных налогов в доходах местных органов развитых государств приходится от 30% (Япония, Великобритания) до 70% (США) всех налоговых поступлений. Для большинства развитых стран характерна множественность местных налогов и сборов; их количество колеблется от 20 до 100 разновидностей (в Италии - свыше 70, во Франции - более 50). Наиболее распространёнными среди них являются прямые налоги - с имущества, земельный, промысловый, на прибыль, подоходный и др., а также косвенные - налоги с продаж, акциз.

Местное обложение отличает регрессивность, поскольку недостаточно учитывает доходность различных  социальных групп, не имеет необлагаемого минимума. Как правило, у местных органов отсутствует право налоговой инициативы. Введение местных налогов санкционируется или одобряется центральной властью. Все зарубежные местные налоги и сборы можно разделить на четыре группы: 1) собственно местные налоги, устанавливаемые местными органами самоуправления взимаемые только на данной территории (поимущественный, поземельный, промысловый налог, акцизы, налог с продаж); 2) надбавки к государственным налогам в пользу местных бюджетов, устанавливаемые местными органами; 3) налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории (налог за проживание в гостинице, за пользование  коммунальными услугами); 4) налоги, определяющие социально-экономическую политику местных органов управления, например, экологические налоги, ориентированные на стимулирование развитие экологически чистых производств.

Механизм распределения  государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции  каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответствии с выполняемыми функциями и принципами автономии определяются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение прерогатив власти в стране, налоговая система может быть 2х- и трёхзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая политика осуществляется на 3 уровнях: правительственном, региональном (штатами, департаментами, землями и т. п.) и местными органами власти (муниципалитетами, графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деления (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах. Для предприятия и отдельного предпринимателя общая сумма всех налогов, как правило, не превышает 1/3 их доходов.

Местные налоги играют важную роль в социально-экономическом  развитии соответствующих территориальных  единиц (города, района, графства, штата, земли и т. п.). Из местных бюджетов финансируются затраты на развитие транспорта, водо- и газоснабжения, на строительство школ, больниц и прочих объектов социальной инфраструктуры, покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков, коммунальное и жилищное строительство. Кроме того, за счёт местных бюджетов содержатся местные административные органы, полиция и суд.

Множественность налогов

При всем разнообразии систем местного налогообложения существует ряд налогов, которые взимаются  в большинстве стран. Это налоги на доходы (подоходный налог с физических лиц и корпораций в США, Германии и Франции, подушный налог в Великобритании, налог с наследства), налоги на недвижимость (поимущественный в США и Японии, поземельный в Германии, Франции, земельный налог со строений и налог на жилище во Франции), налоги на деятельность (налог на профессию во Франции, промысловый налог в Германии), налоги с товарооборота (налог с продаж в США, налог на добавленную стоимость в Германии и Франции, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки), различного рода сборы и платежи (за автомобиль, парковку, открытие ресторанов, увеселительные зрелища, на охоту, защиту окружающей среды, собак, выдачу различного рода лицензий и документов).

Основу автономии местных  органов составляет поимущественный налог, сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне. Объектами обложения этим налогом служат земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой обложения почти во всех странах является оценочная стоимость имущества. Поскольку обложение и изъятие поимущественного налога происходит согласно законодательству местных органов самоуправления, то ставки налога различны и устанавливаются как в процентном отношении от стоимости имущества, так и в виде твёрдой суммы с единицы стоимости имущества. В связи с достаточно редкой переоценкой имущества (в среднем раз в 10 лет) поимущественный налог не является гибким инструментом финансовой политики, проводимой на местах.

Наибольшее фискальное значение на уровне местных органов имеет налог с продаж. Так, например, в США на этот вид налогообложения приходится порядка 32% всех налоговых поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по ставке от 3 до 7%, а затем поступившие средства возвращаются местному органу, на территории которого они взяты. По законодательству США объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг. Муниципалитеты в США могут вводить собственные налоги с розничных продаж только в том случае, если это допускается законодательством своего штата. По мнению американских экономистов, право местного органа самоуправления на введение налога с продаж может породить проблему "налоговых границ". Иными словами, если муниципалитет принимает решение о введении налога в городе, а графство, в котором этот город расположен, такого налога не вводит, то розничные торговцы могут переместить свои предприятия за черту города, с тем, чтобы избежать налогообложения. Подобная ситуация может привести к "расползанию" городов и потере доходов местных бюджетов, поэтому американские эксперты полагают, что рациональней вводить местные налоги с продаж на уровне среднего звена местного самоуправления.

Информация о работе Местные налоги в г. Архангельск