Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:03, курсовая работа
Целью исследования является выявление эффективных механизмов управления налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет Российской Федерации посредством совершенствования методики и практики планирования проведения налоговых проверок на региональном уровне.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
изучить методику планирования налоговых проверок в современных условиях;
рассмотреть организацию проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами;
представить направления повышения эффективности планирования налоговых проверок.
Введение 3
1. Методика планирования налоговых проверок в современных условиях 7
1.1. Цели, задачи и методы планирования налоговых проверок 7
1.2. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок 12
2. Организация проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами 18
2.1. Краткая характеристика деятельности УФНС РФ по ЧР 18
2.2. Применение концепции планирования налоговых проверок в практике деятельности УФНС 22
2.3. Оценка показателей контрольной работы налогового органа по результатам налоговых проверок 27
3. Направления повышения эффективности планирования налоговых проверок 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Метод, основанный на цикличности во времени, этот способ требует проверять каждую организацию один раз в течение определенного периода времени. Этот способ не очень эффективен при ограниченности ресурсов, поскольку ресурсы автоматически будут использоваться для проверки тех, которые не имеют проблем с отчетностью и декларациями. Данный метод применяется только налоговой службой5.
Основная идея этого
подхода заключается в «
Однако периодическая проверка в модифицированном варианте может быть весьма хорошей и эффективной, если ее, например, проводить в организациях, известных как «проблемные» или «теневые». Полезна она и для крупных предприятий, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.
Для достижения своих целей современные налоговые администрации должны использовать широкий набор систем и методов проверок и отбора. Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для налоговых проверок является основной проблемой, без принципиального решения которой невозможен качественный контроль. Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий контролирующих органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, обнаружение нарушений у которых представляется наиболее вероятным.
Предварительная работа по проведению налоговых проверок состоит из двух этапов: планирование и подготовка.
На первом этапе осуществляется отбор налогоплательщиков для их включения в план проведения налоговых проверок. Итогом данного этапа является составление списка кандидатов для проверки. В ходе подготовки налоговых проверок налоговые органы проводят комплексную работу, обеспечивающую углубленное изучение информации об уже включенных в план налогоплательщиках с целью создания условий для более эффективного проведения контрольных мероприятий6.
Существует множество различных способов и методов отбора налогоплательщиков для налогового контроля, начиная с простейших (например, метод случайного отбора) и заканчивая методами, основанными на сравнении аналитико-статистических многокомпонентных показателей деятельности налогоплательщиков с имеющимися в налоговых органах массивами данных, в том числе с так называемыми вторичными показателями (например, потреблением тепловой и электрической энергии и т.д.). В любом случае применение того или иного метода отбора налогоплательщика для выездной налоговой проверки направлено на выявление потенциальных нарушителей налогового законодательства с целью получения по результатам налоговой проверки дополнительных начислений в бюджет7.
Основные методы отбора налогоплательщиков для выездной проверки представлены на рис. 1.
1) Метод, основанный на знаниях и опыте
работников налоговых
органов.
Этот метод базируется на знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают или наслышаны о том, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех налогоплательщиков, кто представляет наибольший интерес.
Рис. 1. Методы отбора налогоплательщиков для выездной проверки8
2) Метод, основанный на цикличности во времени.
Этот метод подразумевает
Однако такая периодическая проверка может быть весьма эффективной, например, ее можно с успехом использовать для организаций, известных как «проблемные» или «теневые». Полезна она и для очень крупных организаций, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.
3) Метод, основанный на расчетах.
При использовании этого метода отбираются организации, которые заслуживают особого внимания со стороны налогового органа9.
В первую очередь обращается внимание на то, чем занимаются эти организации. Если из других источников известно, например, что большинство организаций в строительном бизнесе имело определенные трудности из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что коэффициент отдачи этих организаций резко понизился. Поэтому было бы целесообразно исключить такие организации из выборки, составленной для проверки. Во вторую очередь анализируется объем продаж; при этом не берутся во внимание организации с объемом продаж менее 100 млн. руб.
Если используется информация об организациях, занимающихся различными видами деятельности в данном регионе, то работники налоговых органов могут подразделять их на несколько групп: в одну войдут промышленные организации, в другую – транспортные и т.д.10
Следующий шаг – установление индивидуальных критериев в зависимости от вида деятельности организации. Для одной группы организаций критерий может заключаться в том, что отбираются 10% организаций с наибольшим объемом продаж. Иногда ведется более конкретный поиск и отбираются 10% организаций, имеющих и наибольший объем продаж, и наибольшее снижение показателя валового дохода. Чем более конкретны критерии, чем полнее учитываются различные соотношения, тем лучше будет достигнутый результат.
Для целенаправленного отбора налогоплательщиков при планировании налоговых проверок налоговые органы используют информацию, полученную в рамках проведения камеральных налоговых проверок, анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения из досье налогоплательщика. При этом применяются информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информация, получаемая из внешних источников.
Результатом работы по сбору и обработке информации является формирование досье налогоплательщика, представляющее собой совокупность сведений о налогоплательщике, содержащихся как в электронном виде в различных централизованных информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и др.) и в ресурсах, формируемых программными комплексами, функционирующими в налоговых органах («ЭОД «Местный уровень» и т.д.), так и на бумажных носителях информации, хранящихся в делах налогоплательщика (неформализованная информация об осуществлении финансово-хозяйственных операций, получении дохода, причастности к совершению налоговых правонарушений и т.д.). Внешними источниками информации, используемой для отбора и предпроверочного анализа налогоплательщиков, являются, в частности, Росрегистрация, Росимущество, региональные управления ФНС России, ФТС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, МВД России и т.д11.
Выполнение функций по формированию группы налогоплательщиков для включения в план проведения выездных проверок осуществляется в автоматизированной системе «Электронная обработка данных» (далее - Система ЭОД) в рамках следующих режимов:
В качестве критериев отбора для налоговых проверок может быть использована совокупность экспертных оценок (экспертно определенных критериев отбора), разработанных на основе опыта контрольной работы территориальных налоговых органов ФНС России. Вышеуказанная совокупность экспертных оценок включает три группы критериев отбора:
1) рабочие;
2) косвенные;
3) информативные12.
Рабочие критерии отбора
рассчитываются на основании показателей
налоговой и бухгалтерской отче
Значения косвенных критериев отбора также рассчитываются на основании показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, но экспертно определено, что они свидетельствуют о меньшей (по сравнению с рабочими критериями) вероятности совершения налоговых нарушений.
Информативные критерии отбора представляют собой показатели, характеризующие необходимость или целесообразность включения налогоплательщиков в планы налоговых проверок в соответствии с утвержденными регламентами планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, а также характеристиками хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, по результатм главы можно сделать выводы:
Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Планирование налоговых проверок – важный этап контрольной работы налоговой инспекции. Оно состоит в определении перечня объектов, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроков, объемов и категорий указанных проверок, ресурсов, необходимых для их проведения.
Существует множество различных способов и методов отбора налогоплательщиков для налогового контроля, начиная с простейших (например, метод случайного отбора) и заканчивая методами, основанными на сравнении аналитико-статистических многокомпонентных показателей деятельности налогоплательщиков с имеющимися в налоговых органах массивами данных, в том числе с так называемыми вторичными показателями (например, потреблением тепловой и электрической энергии и т.д.). В любом случае применение того или иного метода отбора налогоплательщика для выездной налоговой проверки направлено на выявление потенциальных нарушителей налогового законодательства с целью получения по результатам налоговой проверки дополнительных начислений в бюджет.
Приказом Министерства финансов РСФСР от 5 марта 1990 года № 12/75 в составе Министерства финансов Чувашской АССР была создана Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике, назначен начальник инспекции – Ильин Геннадий Николаевич. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года № 340 и приказом Министерства финансов Чувашской Республики от 10 февраля 1992 года № 10 Государственная налоговая инспекция по Чувашской АССР была выделена из состава Министерства финансов Чувашской АССР со штатной численностью 63 человека. С этого времени Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждении банка, гербовую печать, в своей деятельности подчиняется Государственной налоговой службе Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам»13 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 сентября 1999 года № АП-2Б-20/373 Госналогинспекция по Чувашской Республике преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике (Управление МНС России по Чувашской Республике).
В целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры налоговых органов в Чувашской Республике приказом МНС России от 10 сентября 2001 г. № ВГ-3-15/342 «О структуре Управления МНС России по Чувашской Республике» и приказом Управления МНС России по Чувашской Республике от 28 сентября 2001 г. № 51 «О реорганизации территориальных органов МНС России в Чувашской Республике» территориальные органы МНС России в Чувашской Республике были реорганизованы путем слияния, с сокращением штатной численности, образовав:
Информация о работе Методика планирования налоговых проверок в современных условиях