Методика планирования налоговых проверок в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление эффективных механизмов управления налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет Российской Федерации посредством совершенствования методики и практики планирования проведения налоговых проверок на региональном уровне.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
изучить методику планирования налоговых проверок в современных условиях;
рассмотреть организацию проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами;
представить направления повышения эффективности планирования налоговых проверок.

Содержание работы

Введение 3
1. Методика планирования налоговых проверок в современных условиях 7
1.1. Цели, задачи и методы планирования налоговых проверок 7
1.2. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок 12
2. Организация проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами 18
2.1. Краткая характеристика деятельности УФНС РФ по ЧР 18
2.2. Применение концепции планирования налоговых проверок в практике деятельности УФНС 22
2.3. Оценка показателей контрольной работы налогового органа по результатам налоговых проверок 27
3. Направления повышения эффективности планирования налоговых проверок 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Планирование налоговых проверок (на материалах УФНС РФ по Чувашской Республики).doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

В целях реализации Указа  Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»14, постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»15   в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 19 октября 2004 г. № САЭ-3-15/3@  «О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы и установлении их предельной численности»16 Управление МНС России по Чувашской Республике  в октябре 2004 года было преобразовано в Управление ФНС России по Чувашской Республике. Нижестоящие инспекции МНС России по Чувашской Республике  преобразованы  в инспекции ФНС России по Чувашской Республике.

11 апреля 2006 г. путем слияния инспекций Федеральной  налоговой службы по Калининскому, Ленинскому и Московскому районам  г. Чебоксары образована  Инспекция Федеральной  налоговой  службы по г. Чебоксары.

В настоящее время   в Чувашской Республике функционируют 10 инспекций ФНС России, в том числе 8 межрайонного уровня и 2 городского уровня и Управление.

 Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике  (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. 

Управление находится  в непосредственном подчинении ФНС  России и ей подконтрольно.

На рис. 2 представлена органзационная структура Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.

Руководитель

Заместитель руководителя

Отделы

Общий отдел

Отдел обеспечения

Отдел кадров

Юридический отдел

Отдел досудебного аудита

Отдел  информатизации

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Отдел работы с налогоплательщиками

Аналитический отдел

Контрольный отдел

Отдел налогообложения

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

Отдел безопасности


Рис. 2. Органзационная структура Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике

 

В республике в бюджеты  всех уровней в 2011 году мобилизовано 27713,4 млн.рублей платежей, администрируемых налоговыми органами, или 114,7% к соответствующему периоду 2010 года. 

Кроме того, во внебюджетные фонды с учетом сумм по налогам  на совокупный доход поступило 156,6 млн. рублей. 

Поступления налоговых  платежей в бюджеты всех уровней за 2011 год обеспечены налогом на добавленную стоимость – на 30,3%, налогом на доходы физических лиц на – 28%, налогом на прибыль – на 19,6%,  налогами на имущество –  на 11%, акцизами - на 4,9% и остальными  налогами и сборами – на 6,2%.

Рис. 3. Структура налоговых поступлений в 2011 г.

 

В федеральный бюджет (без учета ЕСН) собрано 8994,4 млн. рублей, или 123,6% к аналогичному периоду 2010 года. Налоговые поступления обеспечены в основном налогом на добавленную  стоимость – на 93,42%, налогом на прибыль – на 4,9%. 

В территориальный бюджет поступило 18719 млн. рублей (67,5% от общего объема поступлений в бюджет), что  на 10,9%, или на 1841 млн. рублей больше, чем за 2010 год. В территориальном  бюджете основную долю поступлений  составляют налог на доходы физических лиц – 41,4%, налог на прибыль – 26,7%, налоги  на имущество – 16,3%, акцизы – 7,3%.

Поступления в республиканский  бюджет Чувашской Республики составили 14262,4 млн. рублей, что на 1510,6 млн. рублей больше, чем за 2010 год. 

Поступления в местные бюджеты составили 4456,6 млн. рублей, или 108% к уровню 2010 года.

 

2.2. Применение концепции планирования налоговых проверок в практике деятельности УФНС

 

В последние годы изменен  подход к организации контрольной  работы УФНС по Чувашской Республике. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем Федеральной  налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@)17, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. 

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. 

УФНС по Чувашской Республике стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Рассмотрим применение концепции планирования налоговых  проверок в практике деятельности УФНС.

Объект планирования налоговой проверки: Закрытое акционерное общество «Телерадиосервис».

Закрытое акционерное  общество «Телерадиосервис» образовано путем реорганизации в форме преобразования товарищества с ограниченной ответственностью «Телерадиосервис» (зарегистрированное Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Чебоксары №750 от 21.07.93 г.) согласно с действующим законодательством и на основании решения собрания учредителей ТОО «Телерадиосервис» от 23.07.98 г. и в соответствии с передаточным актом от 22.07.98 г.

Общество является правопреемником  всех имущественных и неимущественных прав и обязанностей товарищества с ограниченной ответственностью «Телерадиосервис» в соответствии с передаточным актом от 22.07.98 г.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: закрытое акционерное общество «Телерадиосервис».

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ЗАО «Телерадиосервис».

Место нахождения Общества: 428003, Чувашская Республика, город  Чебоксары, улица Гагарина, дом 1, корп. 1.

ЗАО «Телерадиосервис» оказывает услуги физическим и юридическим лицам по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, электронной техники, сложнобытовой техники.

Анализ вероятности  выездной налоговой проверки основан  на Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой  службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (с учетом последующих изменений). Данный приказ содержит описание критериев, оценивая по которым свою деятельность налогоплательщик может сделать вывод о своей принадлежности к группе риска, т.е. к группе налогоплательщиков, имеющих высокую вероятность попасть в план налоговых проверок.

Анализ вероятности  выездной налоговой проверки проведен на основании отчетности ЗАО «Телерадиосервис» за 2011 г.

Ниже в таблице приведены  критерии, применимые к налогоплательщику ЗАО «Телерадиосервис», и результаты анализ по каждому из них (табл. 1).

Из 10 критериев оценки рисков, применимых для данного налогоплательщика ЗАО «Телерадиосервис», 5 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок).

 

Таблица 1

Критерии, применимые к налогоплательщику ЗАО «Телерадиосервис»

Критерий

Результаты анализа  по данному критерию

Наличие оснований для  налогового контроля

1

2

3

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка у налогоплательщика (-3,2%) значительно ниже ее среднего уровня по отрасли 3,4%. 
 
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке. Полученное значение для данного налогоплательщика сравнивается со среднеотраслевыми показателями. Если оно оказалось меньше среднеотраслевого, это вызывает подозрение. В данном случае расчет показал, что организация, по мнению УФНС по Чувашской Республике, недоплачивает налоги.

Наличие убытков

Налогоплательщик не имел убытков в бухгалтерском или налоговом учете на протяжении нескольких лет. 
 
Если организация получит убытки два года подряд, это серьезный повод для налоговых органов обратить на нее внимание. Убытки могут быть только в бухгалтерском учете (т. е. по данным «Отчета о прибылях и убытках»), только в налоговом учете (по данным декларации по налогу на прибыль) либо в обеих системах учета. В данном случае убытков не наблюдалось.

Темпы роста расходов и доходов

Наблюдается опережающий тем рост расходов над темпом роста доходов в бухгалтерском учете и в налоговом учете. 
 
Смысл контроля темпов роста доходов и расходов со стороны УФНС по Чувашской Республике в том, чтобы доходы росли быстрее расходов и налоговая база, соответственно, увеличивалась. 
 
В данном случае и в бухгалтерском, и в налоговом учете наблюдается изменение доходов и расходов, которое ведет к сокращению налоговой базы (в относительном выражении). Такое происходит, когда расходы растут быстрее или снижаются медленнее, чем доходы. Это может быть результатом любых факторов, влияющих на расходы или доходы (снижение спроса на продукцию, выход на новый рынок, перевооружение или модернизация производства и т.п.).

Заработная плата

Среднемесячная заработная платы на одного работника (9 тыс.руб.) ниже среднего уровня по виду деятельности «Розничная торговля; ремонт бытовых и личных изделий» в субъекте РФ Чувашская Республика (10,1 тыс.руб.). 
 
Контролю за «среднерыночным» уровнем зарплат УФНС по Чувашской Республике уделяет большее внимание, вплоть до создания «зарплатных» комиссий, на которых требует от налогоплательщиков объяснить сложившуюся ситуацию.

Использование цепочки  контрагентов

Неиспользование или минимальное использование посреднических договоров, наличие для них явной деловой цели исключает налогоплательщика из числа подозрительных по данному признаку. 
 
Рекомендуется и далее не использовать договоры с контрагентами, не имеющими под собой реального экономического смысла, а лишь призванные минимизировать налоги.


Продолжение таблицы 1

1

2

3

Непредставление налогоплательщиком пояснений

Отсутствовали факты непредставления налогоплательщиком пояснений по требованию налоговых органов. 
Часто по результатам камеральных проверок сданных деклараций у налоговых органов возникают вопросы, требующие разъяснения со стороны налогоплательщика. Ни в коем случае не следует игнорировать такие запросы, своевременная дача объяснений часто позволяет устранить возникшее у налоговых органов подозрение или недопонимание.

«Миграция» между налоговыми органами

Отсутствовали факты неоднократной смены налогового органа, в котором организация стоит на учете. 
 
Изменение адреса нахождения налогоплательщика, перевод на налоговый учет в другую инспекцию (особенно другой город, регион) обычно сопровождается повышенным вниманием со стороны налоговых органов. Тем более это вызовет подозрение в случае неоднократной (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) смены «прописки» организации.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж у налогоплательщика (1,4%) значительно отклоняется в меньшую сторону от ее среднего уровня (3%). 
Рентабельность продаж рассчитана как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. 
Небольшую рентабельность продаж можно объяснить спецификой деятельности организации или внешними факторами (экономический кризис, падание спроса, высокая конкуренция в отрасли и т.п.). Низкая рентабельность продаж свойственна организациям, которые делают упор на большие обороты, а не высокую наценку.

Рентабельность активов

Рентабельность активов (-4,9%) значительно отклоняется в меньшую сторону от среднего уровня (5,7%). 
Рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли ко всем имеющимся у организации активам (т.е. итогу Баланса). Показатель сильно зависит от отрасли, от особенностей производственного процесса. Для налоговых органов показатель рентабельности активов, как и рентабельности продаж, интересен с точки зрения борьбы с занижением налогооблагаемой базы, выявления организаций, искусственно завышающих свои расходы.

Взаимоотношения налогоплательщика  с контрагентами

Налогоплательщик не имеет взаимоотношений с контрагентами, которых с позиции налоговых органов можно квалифицировать как «проблемные»

Информация о работе Методика планирования налоговых проверок в современных условиях