Методы,Понятие и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
В данное время в Российской Федерации основными органами занимающимися непосредственно налоговым контролем остаются: Министерство по налогам и сборам и Федеральная полиция по налогам и сборам

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..2
1.1 Понятие и виды налогового контроля…………………………………………………….3
1.2 Методы и формы налогового контроля………………………………………………….6
1.3 Налоговая проверка как основной метод налогового контроля……………8
1.4 Виды налоговых проверок………………………………………………………………………10
2 Особенности Российского налогового менеджмента………………………………13
2.1 Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений…………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

налог..docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..2

1.1 Понятие и виды налогового контроля…………………………………………………….3

1.2 Методы и формы налогового контроля………………………………………………….6

1.3 Налоговая проверка как основной метод налогового контроля……………8

1.4 Виды налоговых проверок………………………………………………………………………10

2 Особенности Российского налогового менеджмента………………………………13

2.1 Налоговый менеджмент  в системе налоговых отношений…………………..15

Заключение…………………………………………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовое регулирование  налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления  денежных средств в бюджеты всех уровней.

Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии  в данном контроле государственных  органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым  контролем и сбором налогов.

В данное время в Российской Федерации основными органами занимающимися  непосредственно налоговым контролем  остаются: Министерство по налогам  и сборам и Федеральная полиция  по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых  органах Российской Федерации» Налоговые  органы в своей деятельности руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Налоговым  кодексом Российской Федерации и  другими федеральными законами, настоящим  Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.

Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный  бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных  государств. Все это отражается непосредственно  на самом населении нашего государства  в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое  значение играет роль государственных  органов по налоговому контролю, в  обязанности которых входит собирание  денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и  правильностью уплаты налогов и  иных обязательных платежей. Все эти  обязанности должны выполняться  исходя из вышеуказанных нормативных  актов. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и виды налогового контроля

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ».

Данное определение в  законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с осуществлением мер  по совершенствованию налогового администрирования»; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее  время продолжают существовать множество  его доктринальных определений.

Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в  процессе налогообложения такой  контроль рассматривается как этап налогообложения, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования, по роли и значению в  системе государственного контроля его характеризовали как направление. В системе управления налоговый  контроль определялся как государственный  институт. По своему предмету он относится  к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и  целесообразностью.

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать  вывод, что налоговый контроль рассматривается  как государственный, однако некоторые  авторы указывают на возможность  проведения контроля за соблюдением  налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления  аудиторской проверки, что относится  к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных  определениях попробуем в данном разделе курсовой работы дать понятие  налогового контроля.

Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля».

Выделяются два виды финансового  контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные  финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные  мероприятия в рамках непосредственно  бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный  контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных  операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность  и полнота уплаты налогов и  сборов организациями и физическими  лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю».

Налоговый контроль относится  к общегосударственному финансовому  контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная  налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет  Российской Федерации, Федеральная  служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.

Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых  органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью  исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)». Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные  с исчислением и уплатой налогов  и сборов».

Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели».

К данным мероприятиям следует  относить налоговые проверки; получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра  помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и  в иных формах, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ.

По-другому мероприятия  налогового контроля можно назвать  формами налогового контроля, им отдельно будет посвящен раздел во второй главе  курсовой работы.

Необходимо указать и  основные задачи налогового контроля:

  • обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение  налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов  за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов  и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и  отчетности; осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса Российской Федерации о  них не сказано ни слова», поэтому  классификация многообразна и учеными  проводится на различных основаниях.

  1. В зависимости от времени проведения налогового контроля

выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств»;

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»;

Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки».

2) По характеру контрольных  мероприятий налоговый контроль  можно разделить на плановый и внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

3) Исходя из метода проверки  документов налоговый контроль  подразделяется на сплошной и выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку

4) По месту проведения  налоговая проверка делится на камеральную и выездную.

Отличие этих форм заключается  в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются  проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными –  проверки с выездом к месту  нахождения налогоплательщика.

Однако, камеральная и  выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена отдельная  глава, где они и будут разобраны  более подробно.

5) Налоговый контроль можно  классификация в зависимости  от субъектов налогового контроля  на:

  • контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
  • контроль органов государственных внебюджетных фондов;
  • контроль финансовых органов;
  • контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
  • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

6) По периодичности проведения  налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными контрольные  мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика  впервые за год. Повторность же возникает  в том случае, когда в течение  календарного года осуществляется две  и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Принципы налогового контроля

Принципы налогового контроля – «закрепленные в налоговом  законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию  и эффективное осуществление  налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими  контрольных мероприятий в сфере  налогообложения».

1.2 Методы и формы налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов  и способов, а также использования  специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении  любого вида деятельности, в то время  как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности  таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических  реформ 90-х годов теоретической  и практической разработкой методов  и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая  наука, которая создала теоретическую  базу и основы классификации различных  методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что  контроль за хозяйственной деятельностью  ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими  органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий  и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической  деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной  деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления  было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

Информация о работе Методы,Понятие и виды налогового контроля