Методы,Понятие и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
В данное время в Российской Федерации основными органами занимающимися непосредственно налоговым контролем остаются: Министерство по налогам и сборам и Федеральная полиция по налогам и сборам

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..2
1.1 Понятие и виды налогового контроля…………………………………………………….3
1.2 Методы и формы налогового контроля………………………………………………….6
1.3 Налоговая проверка как основной метод налогового контроля……………8
1.4 Виды налоговых проверок………………………………………………………………………10
2 Особенности Российского налогового менеджмента………………………………13
2.1 Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений…………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

налог..docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

Налоговый орган имеет  право истребовать у этих лиц  документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика  сбора), независимо от того, в каком  налоговом органе эти лица состоят  на учете. Таким образом, проведение встречной проверки может осуществляться как налоговым органом, на учете  которого состоит лицо, подлежащее встречной проверке, так и налоговым  органом, на учете которого состоит  налогоплательщик.

Налоговый орган обязан истребовать  документы в порядке, установленном  ст.93 НК РФ. Эти документы должны быть направлены или выданы налоговому органу в пятидневный срок.

В случае непредставления  налоговому органу сведений о налогоплательщике  в ходе проведения встречной проверки, выразившегося в отказе организации  представить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, к лицам, совершившим данное правонарушение, может быть применена ответственность, установленная п.2 ст.126 НК РФ.

В случае отказа лица, которому адресовано требование о представлении  документов, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную или камеральную  налоговую проверку, производит выемку (принудительное изъятие) необходимых  документов. Порядок проведения выемки установлен ст.94 НК РФ.

В рамках проведения встречной  проверки налоговый орган вправе истребовать только документы. Следовательно, требования налогового органа о получении  каких-либо сведений или пояснений, не имеющих документальной формы, недопустимы. Вместе с тем налоговый орган  вправе получить интересующую его информацию иным способом, установленным НК РФ. Так, в соответствии со ст.90 НК РФ налоговый  орган вправе привлечь для дачи показаний  свидетеля - лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В соответствии с п.2 ст.140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) для принятия объективного решения  по возникшему налоговому спору вправе назначить дополнительную налоговую  проверку.

Дополнительная налоговая  проверка может быть назначена только при отмене акта нижестоящего налогового органа.

Руководитель налогового органа (его заместитель) выносит  решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, установленной Инструкцией N 60 (приложение N 6 к Инструкции).

В решении должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость  проведения дополнительных мероприятий  налогового контроля, и указано, какие  именно дополнительные мероприятия  налогового контроля должны быть проведены. Кроме того, в решении должен быть определен налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

Согласно п.3 ст.140 НК РФ решение  налогового органа (должностного лица) по жалобе (в том числе и о  назначении дополнительной налоговой  проверки) принимается в течение  месяца. О принятом решении в течение  трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему  жалобу.

Согласно ст.87 НК РФ налоговый  орган вправе проводить повторные  выездные налоговые проверки. Запрещается  проведение налоговыми органами повторных  выездных налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный  налоговый период, за исключением  случая, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или  вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая  проверка проводится вышестоящим налоговым  органом на основании мотивированного  постановления этого органа с  соблюдением требований вышеуказанной  статьи НК РФ.

 

2 Особенности Российского налогового менеджмента

Налоговый менеджмент -- это  часть общей системы управления рыночной экономикой, т.е. часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие  принципы и фундаментальные положения  управления экономикой, системного подхода  и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается  с реализацией основных функций  управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой -- трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства  людьми (администрирование).

Объектом финансовой науки  и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий.

Налоги являются важнейшим  элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных  и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного  времени, до начала XX в., развивалась  в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно  считать науку о финансах теоретическим  фундаментом налогового менеджмента.

Налоговый менеджмент выступает  составной частью финансового менеджмента  предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем  принятия стратегических и тактических  решений. В среднем около 45 % валовой  добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов, т.е. налоги являются важной составляющей денежных потоков  предприятия, влияющей на мотивы принятия управленческих решений.

Вместе с тем традиционно  и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих  субъектов -- предприятий, в то время  как субъектами налоговых отношений  и управления ими выступают и  предприятия налогоплательщики, и  государство в лице соответствующих  органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый  процесс на своем уровне. Поэтому  следует говорить и о налоговом  менеджменте применительно к  процессу государственного управления финансовым хозяйством аналогами рыночными  методами. Следовательно, в понятие  «налоговый менеджмент» следует  вкладывать налоговую часть финансового  менеджмента как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства.

Таким образом, в соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и  финансы предприятий (организаций  или корпораций) необходимо выделять два звена уровня налогового менеджмента:

1) макроуровень -- государственный  налоговый менеджмент;

2) микроуровень -- налоговый  менеджмент предприятий организаций), или корпоративный налоговый  менеджмент.

Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение  заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по содержанию, целевым установкам и условиям организации. Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом как на конкретном предприятии, так и в стране в целом. Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой -- сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором -- о конкретных формах, методах и приемах принятий по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.

Налоговый менеджмент -- это  система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем  использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами  на макро- и микроуровнях.

Учитывая, что налоговый  менеджмент синтезирует методологию  и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью  которых осуществляется это управление.

Налоговый менеджмент как  система управления имеет свои объект и субъект управления.

Объектом налогового менеджмента  являются налоговые потоки, совершающие  движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях. Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента  объектом управления выступают как  входящие, так и выходящие налоговые  потоки, несмотря на то, что одни и  те же потоки для государства считаются  доходом, а для предприятий-налогоплательщиков -- расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность  налогового менеджмента.

Объект налогового управления -- сложная, динамичная и относительно открытая система. Относительность  открытости налогового менеджмента  как системы управления обусловлена  монополизмом государства в установлении спроса на налоги (системы налогов, элементов налогообложения отдельных  налогов, других правил и условий  налогообложения и налогового процесса), скрытностью для внешней среды (конфиденциальностью) попыток и  действий организаций-налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей и оптимизации налоговых потоков  и другими причинами. Динамичности названной системы объясняется  динамичностью (в современной России даже чрезмерной, граничащей с неустойчивостью, а значит -- с повышенным риском) налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики и всего налогового процесса, изменениями экономики, рыночной среды и т.д. Подвижность внутренней и внешней среды и характера  взаимоотношений государства и  налогоплательщиков, неоднозначность  критериев оценки деятельности субъектов  управления делают процесс управления сложным и одновременно творческим.

Субъектами налогового менеджмента  выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство  РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная  налоговая Служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также сами налогоплательщики -- юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента  различаются: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия -- в уменьшении итоговых платежей. Однако общая цель налогового менеджмента, безотносительно к  его уровню, заключается в укреплении финансов, повышении экономической  эффективности и обеспечении  экономического роста.

Цель и эффективность  налогового менеджмента, движение налоговых  потоков обеспечиваются через организацию  и функционирование налогового процесса на макро- и микроуровнях. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм .

На микроуровне в налоговый  менеджмент входят только отдельные  элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятиями, а именно: налоговая политика, налоговое  планирование, налоговое регулирование  и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в  области управления входящими и  исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в  рамках налогового процесса, организуемого  государством на уровне экономики в  целом по всем названным выше составляющим его элементам, а также налогоплательщиками  на уровне предприятия по отдельным  элементам налогового процесса (политика организации для целей налогообложения, налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый самоконтроль).

налоговый менеджмент управление

 2.1 Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений

При осуществлении налогового менеджмента полностью избежать рисков невозможно, поскольку он представляет собой сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода. У государства возникают риски  не до получения запланированных налоговых доходов, а у предприятий -- риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент -- это  наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации  налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений  по выбору и рационализации форм и  методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Налоговый менеджмент -- это  наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями  в обществе в целом и на отдельном  предприятии и разработки научно обоснованных методов их реализации, так и общих закономерностей  развития всего воспроизводственного процесса. Налоговый Менеджмент -- это  искусство, поскольку большая часть  налоговых решений должна быть ориентирована  на будущие успехи и (высокие результаты) в области оптимизации государственник  доходов, прибыли и затрат предприятий, государственных доходов, чистого  дохода общества и доходов налогоплательщиков, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию фирм, методов и элементов налогового управления, но основанную на высоком профессионализме и знаниях экономических тонкостей. Наконец, налоговый менеджмент -это практическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.

Информация о работе Методы,Понятие и виды налогового контроля