Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Цель работы соотвествует названию работы
В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи: Задачи соответствуют разбивке по главам и параграфам
- исследованы исторические основы налогообложения;
- изучены элементы налога;
- рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

Глава1.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

Введение 

Согласно статье 57 Конституции  Российской Федерации, каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы1.

Налоги, как одно из средств  существования любого государства, характеризуют определенный этап развития общественных отношений. В ряду государственных  доходов налогам и сборам принадлежит  важнейшее место.

Для выполнения своих функций  государству необходимы средства, за счет которых финансируются и  реализуются различные функции  государства, содержатся структуры, обеспечивающие функционирование самого государства. Все необходимые средства аккумулируются в финансово-бюджетной сфере, основным источником формирования которой являются налоговые платежи и сборы. Так, за счет налогов в настоящее время  формируется более 90% консолидированного бюджета России, остальная часть  приходится примерно поровну на неналоговые  доходы и доходы целевых бюджетных  фондов. Вместе тем налоги не только формируют финансовые средства государства - они используются для воздействия  на структуру производства и потребления, состояние и направления развития науки, определяют приоритеты социальной политики, от которой в конечном итоге зависит эффективность  общественного производства.

Налог на доходы физических лиц является одним из крупных  источников доходной части бюджета. Является обязательным для всех граждан России и лиц, получающих доходы из источников на территории РФ, пожалуй, это единственный налог, который обязаны уплачивать все без исключения лица. В этой связи актуальность выбранной для исследования в рамках квалификационный работы темы очевидна.

Целью написания  работы является изучение механизма  применения, порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Цель работы соотвествует названию работы

В соответствии с  поставленной целью определены и  решены задачи: Задачи соответствуют разбивке по главам и параграфам

-  исследованы исторические  основы налогообложения;

-  изучены элементы  налога;

-  рассмотрен порядок  применения, исчисления и уплаты  налога на доходы физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о налогах.

§1. Понятие налогов и  сборов.

Вопросы правового регулирования  налогообложения в настоящее  время относятся к числу наиболее актуальных в экономической и  социальной жизни Российского государства. Это обусловлено новыми явлениями  в экономике России, ее нацеленностью  на переход к рыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активного использования  инструментов финансового механизма, в том числе налогов.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства  и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций2.

С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели  задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов  как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более  многоплановой.

Финансовая система Древней  Руси начала складываться только с  конца IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель в  связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси3.

Основной формой поборов  в княжескую казну была Дань.В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги .

С 1917 года открыта новая  страница в экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения"4.

Так, в 1921 г. введен промысловый  налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный  налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и колхозно - кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена.

Во время Великой Отечественной  войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог  на холостяков для поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли , плату на фонд и нормируемые оборотные средства5.

Начало налоговой системы  Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится  к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Современные государства  для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают  налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально  безвозмездные платежи юридических  и физических лиц, установленные  органами государственной власти для  зачисления в государственную бюджетную  систему (или в указанных случаях  — внебюджетные целевые фонды) с  определением их размеров и сроков уплаты6.

Основная роль налогов  — фискальная (от лат. изсиз — государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства7.Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 п.2 Налогового кодекса Российской Федерации)8.

Сбор является целевым  взносом имеющим целью покрытие расходов государства (местного самоуправления), понесенных их органами и учреждениями в связи с выполнением определенных функций (паспортно-визовой, регистрационной, лицензионной, и др.)

Сбор уплачивается за предоставление его плательщику права осуществлять определенные виды деятельности или  пользоваться чем либо, например, природными ресурсами.

Так, налоги и сборы могут использоваться для регулирования производства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.

С помощью налогов и сборов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности  и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение  доходов высокого уровня, могут учитывать  необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические  процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной  войны, Героев СССР и Российской Федерации и т. д.).

Помимо рассмотренных  функций налогам свойственна  и функция контроля. В ходе налогообложения  со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли9.

Учет всех этих функций  налогов только в совокупности может  обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

На современном этапе  в условиях перехода от централизованного  командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось  внимание со стороны государства  к системе налогообложения —  она существенно перестроена. В  условиях рыночных отношений метод  прямых директивных воздействий  на экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно  косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги - один из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления10.

 

§ 2 Классификация налогов  и сборов взимаемых на территории Российской Федерации.

 

Для получения общего представления  о налогах и сборах необходимо рассмотреть систему налогов  и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент в соответствии с законодательством она включает:

- федеральные,

- региональные,

- местные налоги и сборы.

По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:

- с организаций (налог  на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы и др.),

- с физических лиц (налог  на доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц),

- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).

В зависимости от формы  возложения налогового бремени налоги делятся:

- на прямые, которые непосредственно  обращены к налогоплательщику  – его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения (налог  на прибыль, налог на доходы  физических лиц и т.д.),

- на косвенные, которые  устанавливаются в виде надбавки  к цене реализуемых товаров  и в результате этого не  связаны непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.)11.

По характеру использования  налоги в литературе налоги могут  быть:

1)  общего значения,

2)  целевые,

3)  рентные.

Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в  бюджет определенного уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.

Целевой налог – это  налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой  направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.

Примером данного вида налога является, закрепленный в главе 24 Налогового Кодекса РФ единый социальный налог, зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ12.

Рентный налог – это  налог, уплата которого обусловлена  использованием плательщиком природных  ресурсов, принадлежащих по праву  собственности государству.

Характерными признаками являются:

а) уплата рентного налога не только социально обусловлена, но и  взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными природными объектами.

б) он не является безвозмездным, так как плательщик должен иметь  возможность получить определенный доход в процессе природопользования.

В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В зависимости от характера  ставок различают следующие налоги:

- прогрессивный налог  – это налог, который возрастает  быстрее, чем прирастает доход.  Для разных по величине доходов  устанавливается несколько шкал  налоговых ставок.

- регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента  с низких доходов и меньшего  процента с высоких доходов.  Это такой налог, который возрастает  медленнее, чем доход. Косвенные  налоги чаще всего регрессивные.

- пропорциональный налог  – это, когда применяется единая  ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может  оказаться регрессивным: если из  реально получаемых доходов вычесть  обязательные затраты, останется  дискреционный доход, который  может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов13.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц