Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью написания работы является изучение механизма применения, порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Цель работы соотвествует названию работы
В соответствии с поставленной целью определены и решены задачи: Задачи соответствуют разбивке по главам и параграфам
- исследованы исторические основы налогообложения;
- изучены элементы налога;
- рассмотрен порядок применения, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Налоговым кодексом РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
9) государственная пошлина.
Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленную стоимость
занимает одно из центральных мест
в налоговой системе РФ. Ему
посвящена глава 27 Налогового Кодекса
РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым,
косвенным, регулярным, количественным
и универсальным налогом. НДС - это
форма изъятия в бюджет части
добавленной стоимости
Общие положения об акцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Налог на прибыль организаций
является одним из важнейших в
системе налогов и сборов страны.
Основные положения, касающиеся данного
налога, закреплены в 25 главе НК РФ.
Он является федеральным, личным, нецелевым,
регулярным, количественным налогом. Его
применение вызвано тем, что в
условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доходы физических лиц. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ14.
Федеральные налоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:
а) зачисление в полном объеме в федеральный бюджет,
б) распределение поступлений от некоторых платежей между бюджетами разных уровней или закрепление в полном объеме в установленном федеральном законодательстве порядке15.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.
Налог на имущество организаций
вводится на территории региона по
решению представительного
Налог на игорный бизнес приобретает свое значение из-за того, что игорный бизнес подлежит жесткому государственному регулированию. Наиболее четко это отражено в ФЗ от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»17. В нем закрепляется, что игорные зоны могут создаваться на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Транспортный налог
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Местными налогами признаются
налоги, которые установлены Налоговым
Кодексом Российской Федерации и
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных
Местные налоги и
сборы в городах федерального
значения устанавливаются и
Под системой местных налогов и сборов понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Характерными особенностями местных налогов являются:
1) использование поступлений
по данным налогам на местные
нужды в пределах территории,
подведомственной
2) зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов,
3) отнесение введения
и организации взимания данных
платежей к компетенции
4) контролирование органами
местного самоуправления
5) наличие у органов
местного самоуправления
Контроль над взиманием
местных налогов в бюджет осуществляют
налоговые органы. Также представительные
органы местного самоуправления могут
создавать муниципальную
Глава 2. Особенности регулирования налога на доходы физических лиц
§1. Понятие налога на доходы физических лиц
Современная налоговая система немыслима без налога на доходы физических лиц. Это один из немногих налогов, имеющий богатую историю.
Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь.В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX начала XX в. (Пруссия – с 1891 г., Франция – с 1914 г.)20.
Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»21.
Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.
Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности был принят Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1"О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.
В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев22.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Систему налогов и сборов в Российской Федерации регулирует Налоговый Кодекс.
Налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам (ст.13 НК РФ).
Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным, когда определены элементы налогообложения, а именно:
– налогоплательщик
– объект налогообложения;–
налоговая база;– налоговый
Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 НК РФ.
§ 2. Элементы налога на доходы физических лиц
Налог на доходы физических
лиц по своей сущности является юридической
формой экономической связи человека
и государства, поэтому правовой
режим подоходного
Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами. Но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом РФ.
Налоговыми резидентами считаются граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в году. Не имеющими налогового резиденства признаются лица, проживающие менее 183 дней в году на территории РФ и не имеющие российского гражданства. В Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налогового резиденства23.