Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 05:55, курсовая работа
Налог на доходы физических лиц – НДФЛ, в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Введение
4
1
Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе
6
1.1
Сущность и содержание налога на доходы физических лиц
6
1.2
Налог на доходы физических лиц в развитых странах мира
8
2
Налог на доходы физических лиц в Российской федерации
12
2.1
Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период
12
2.2
Особенности определения налоговой базы
15
2.3
Доходы, не подлежащие налогообложению и налоговые вычеты
18
2.3.1
Стандартные налоговые вычеты
21
2.3.2
Социальные налоговые вычеты
23
2.3.3
Имущественные налоговые вычеты
25
2.3.4
Профессиональные налоговые вычеты
26
2.4
Порядок и особенности исчисления налога
27
3
Практика исчисления налога на доходы физических лиц
30
3.1
Порядок и методика заполнение налоговых деклараций
30
Заключение
41
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Данная курсовая работа выполнена на 45 листах, 2 рисунка, 7 таблиц, 22 источника.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ, СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ, СТАНДАРТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ, СТАВКА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЛЬГОТЫ ПО НДФЛ.
Целью данной работы является: изучение действующей в настоящее время системы исчисления НДФЛ, изучение действующей в настоящее время системы уплаты НДФЛ, изучение и составление отчетности по НДФЛ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение экономической сущности категории налога на доходы физических лиц; рассмотреть существующий ныне порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов; проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по НДФЛ.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц. Предметом исследования являются доходы физических лиц.
Актуальность темы обосновывается тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 | |
1 |
Роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе |
6 |
1.1 |
Сущность и содержание налога на доходы физических лиц |
6 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц в развитых странах мира |
8 |
2 |
Налог на доходы физических лиц в Российской федерации |
12 |
2.1 |
Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период |
12 |
2.2 |
Особенности определения налоговой базы |
15 |
2.3 |
Доходы, не подлежащие налогообложению и налоговые вычеты |
18 |
2.3.1 |
Стандартные налоговые вычеты |
21 |
2.3.2 |
Социальные налоговые вычеты |
23 |
2.3.3 |
Имущественные налоговые вычеты |
25 |
2.3.4 |
Профессиональные налоговые вычеты |
26 |
2.4 |
Порядок и особенности исчисления налога |
27 |
3 |
Практика исчисления налога на доходы физических лиц |
30 |
3.1 |
Порядок и методика заполнение налоговых деклараций |
30 |
Заключение |
41 | |
Библиографический список |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Налог на доходы физических лиц – НДФЛ, в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
НДФЛ связан
с потреблением, и он может либо
стимулировать потребление, либо сокращать
его. Поэтому главной проблемой
подоходного налогообложения
Согласно ст.57 Конституции РФ, а также ст.3 и пп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция пп.1 п.1 ст.23 НК РФ содержала дополнение "исходя из принципа справедливости", но поскольку понятие "принцип справедливости" в действующем законодательстве - как налоговом, так и гражданском - абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено.
Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность
исчисления НДФЛ оказывают влияние
множество факторов. Существуют законные
основания для его
Актуальность темы обосновывается тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.
Целью данной работы является: изучение действующей в настоящее время системы исчисления НДФЛ, изучение действующей в настоящее время системы уплаты НДФЛ, изучение и составление отчетности по НДФЛ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение экономической сущности категории налога на доходы физических лиц; рассмотреть существующий ныне порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов; проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по НДФЛ.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц. Предметом исследования являются доходы физических лиц.
1.1 Сущность и содержание налога на доходы физических лиц
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.
Налог на доходы
физических лиц (НДФЛ) является федеральным
прямым налогом и представляет собой
изъятие части доходов
Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
Преимуществами НДФЛ являются: соотношение суммы налога не с усреднённым, а с конкретным доходом налогоплательщика (т.е. этот налог относится к группе личных налогов); основной способ взимания этого налога – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет; налог в наибольшей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер (формирование бюджетов всех уровней), кроме того, взимание этого налога имеет большие перспективы.
Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную.
Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Благодаря контрольной
функции оценивается
Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, льготообразующих признаков объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
1.2 Налог на
доходы физических лиц в
Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение является одним из традиционных видов налогообложения, поэтому в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие принципы, которые применяются или являются ориентирами при построении и совершенствовании налоговых систем.
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главным критерием для определения резидентства является пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая является недостаточным, то используются следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство. Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, то есть подлежат подоходному налогообложению по всем источникам – как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, то есть налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении не граждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую ответственность.
Иисходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В этот доход, как правило, включаются, наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности, другие выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды.
Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет колоссальное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.