Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране. Как известно налоги и сборы составляют большую часть бюджета государства. А бюджет - это так называемое зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Файлы: 1 файл

налоги ).docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра финансового

менеджмента и банковского дела

 

 

Курсовая работа

по курсу «Налоги и  налогообложение»

на тему: «Налог на доходы физических лиц»

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса ПФО 

Финансы и кредит

Мигуева Ю.А.

Научный руководитель:

Кулешова Л.В.

 

 

Ставрополь-2013

 

 

                                                              Факультет финансов и банковского дела

                                                                         Кафедра «Финансовый менеджмент и

                                                                         банковское дело»

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:     

                                                                          «__»______________20__г. 

                                                                         Научный руководитель ________/__________/

                             ЗАДАНИЕ

По курсовому проектированию студентке_________________________________

 

1.Тема проекта:________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.Срок сдачи законченного  проекта_______________________________________

3.Исходные данные к  проекту___________________________________________

4.Содержание расчетно-пояснительной  записки (перечень подлежащих  разработке вопросов)

1…………………………………………

1.1………………………………………….

1.2…………………………………………..

2………………………………………………

2.1…………………………………………..

2.2……………………………………………

3………………………………………………

5.Перечень графического  материала (с полным указанием  обязательных чертежей)


 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Дата  выдачи задания: «__» ________________20___года

 

Задание принял: ______________                                 ________________________

                                  (подпись)                                                         (ФИО)

Задание выдал:_______________                                  ________________________

                                 (подпись)                                                           (ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики  роль и значение налогов резко  возрастает. Налоговая система оказывает  существенное воздействие на экономику  в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной  деятельности отдельных предприятий  и в целом по стране. Как известно налоги и сборы составляют большую  часть бюджета государства. А  бюджет - это так называемое зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и  политического положения.

    Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются : налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения.

    Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны. С 1 января 2001 г. правовое регулирование налога на доходы физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 второй части Налогового кодекса РФ. С момента принятия главы 23 Налогового Кодекса РФ в нее неоднократно вносились изменения и дополнения.[2] Однако ряд проблемных вопросов по-прежнему не освещен в ней должным образом.

    Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА  НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

  • 1.1 История возникновения и развитие подоходного
  •      налогообложения  физических лиц

     Подоходный налог или НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

    В других странах НДФЛ стали  применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения.[15] В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

    Однако и до введения НДФЛ налоговые  системы в различных странах  косвенно учитывали доходы граждан  при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

     Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные  движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен  НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

    Налоговые системы развиваются  под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

    Что же касается нашей страны, то переход  России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц . [19] Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

    Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия  вступила с этим важным документом.

    Налоговый Кодекс Российской Федерации  состоит из 2-х частей — общей и специальной. Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 года и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: "налоги", "сборы", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые органы", "налоговый контроль", "налоговые декларации", "налоговые правонарушения" и др., а также устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов.

    Часть вторая (специальная) НК РФ принята  Федеральным законом от05.08.2000 №117-ФЗ  состоит пока из 4 глав (21, 22, 23, 24), которыми определен порядок исчисления и уплаты конкретных 4-х основных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, единый социальный налог).[4]

    Глава 23 Н К РФ называется "Налог  на доходы физических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с  1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, отменен один налог и введен новый налог.[5]

    Основными чертами новой системы  налогообложения являются:

    • отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;
    • значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;
    • внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

    1.2 Характеристика налога на доходы физических лиц на 

            современном этапе

     

    Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1990 г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей.[3] Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

    Сущность налога составляет изъятие  государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

    Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    Сложившийся в конце 90-х гг.  в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

    Экономисты и занимающиеся налоговой  реформой специалисты считают, что  состояние бюджета зависит, главным  образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и  торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

    Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать  отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов  и инструкций, применение слишком  жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие  «лазеек» для уклонения от налогообложения.

    Информация о работе Налог на доходы физических лиц