Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране. Как известно налоги и сборы составляют большую часть бюджета государства. А бюджет - это так называемое зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Файлы: 1 файл

налоги ).docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, действующее налоговое  законодательство России сыграло и  позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся  в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и  реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или  менее отдаленном будущем. 

Все это подчеркнуло необходимость  осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные  задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия  и организации, особенно на отечественных  производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой реформы  было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений  между налогоплательщиками и  государством.

Подоходный  налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов  и взимается с доходов трудящихся.

С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса  РФ существенно изменилась система  налогообложения доходов физических лиц. [9] Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Ставка в размере 30%  устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.[1] 

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

1.  Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

2. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками  от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ, либо от источников в РФ – для  физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.[2]

Планируется значительно увеличить  размер вычетов из налогооблагаемого  дохода. Помимо этого, нововведением  является то, что будет разрешено  уменьшать налогооблагаемый доход  на расходы на платное образование  и медицинское обслуживание. При  этом будут учитываться не только расходы по оплате получения образования  самим налогоплательщиком, но и его  детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка  лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может  быть более 25 000 руб. на человека в год  по каждому виду расходов.

Единый  социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Особенно следует отметить, сто  взносы на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г. признаются:[2]

-      производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

-      не производящие выплаты наемным работникам, в том числе индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

В случае если субъект налоговых  отношений одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком налога по каждому отдельно взятому основанию.[1]

За 1998 г. в бюджетную систему  страны поступило 526 млрд. руб., в том  числе в федеральный бюджет – 194 млрд. руб., налоговых платежей, в  бюджеты территорий – 332 млрд. руб.

Задание, установленное Госналогслужбе России по сбору налогов в федеральный  бюджет на 1998 г. в размере 154,1 млрд. руб., выполнено на 116,7% (за 1997 г. – на 91%). Уровень поступления налогов  и сборов в бюджетную систему  страны к ВВП в 1998 г. составил 19,6% и в федеральный бюджет – 7,2%.1

 

 

1.3 Особенность исчисление налога индивидуальными

       предпринимателями

 

Исчисление и уплату налога самостоятельно производят следующие

налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные  в установленном действующим

законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) частные нотариусы и  другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики  самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в общеустановленном порядке. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

     Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Указанные налогоплательщики  обязаны представить в налоговый  орган по месту своего учета соответствующую  налоговую декларацию в установленные  сроки.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае появления в течение  года у указанных налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

Расчет сумм авансовых  платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом  на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь  — не позднее 15 июля текущего  года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь  — не позднее 15 октября текущего  года в размере одной четвертой  годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь  — не позднее 15 января следующего  года в размере

одной четвертой годовой  суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более  чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения налоговой декларации.

 

 

2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТАНАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

2.1 Налогоплательщики: резиденты и нерезиденты

 

 

Налоговым кодексом все налогоплательщики  налога НДФЛ (только физические лица) подразделяются на две группы: резиденты Российской Федерации и нерезиденты Российской Федерации. В соответствии с положениями  ст. 11 НК РФ резидент - это физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Те, кто находится  на территории РФ менее 183 дней в году являются нерезидентами.  [ 2, ст.11]

Именно от этого обстоятельства, резидент налогоплательщик или не резидент, зависит размер налоговой ставки. Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, облагаются по ставке 30%, тогда как большинство  доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России, - по ставке 13% [2, ст.224].

Также следует отметить, что для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 - 221 Налогового кодекса РФ. В отношении  физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, налоговые вычеты при определении налоговой базы не предусмотрены.

Также различие между резидентами  и нерезидентами состоит в  перечне доходов, облагаемых налогом.

Так,  нерезиденты платят НДФЛ на доходы, полученные от источников в Российской Федерации; резиденты – доходы от источников в РФ и источников за пределами РФ.

При этом, подчеркнем еще  раз, критерий отнесения физического  лица к категории резидентов (нерезидентов) по российскому праву зависит  только от количества пробытых в РФ дней в календарном году, а не наличия гражданства (как, скажем, в США) или недвижимого имущества. Иностранный гражданин, находившийся более 183 дней в году в России, таким образом, может оказаться резидентом РФ, а российский гражданин, отсутствовавший на родине почти весь год, оказывается нерезидентом РФ. Статус резидент РФ (нерезидента) в отношении налогоплательщика действует в течении календарного года, а затем может измениться.

Период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного  контроля в его заграничном паспорте.

 

2.2 Состав облагаемых доходов, особенности определения

 

Законом о подоходном налоге не определен  перечень видов доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, и, следовательно, налогом облагается любой доход как в виде передачи физическим лицам денежных средств  и имущества, так и в виде льгот  и привилегий. Если до 1992 года налогом  облагался  месячный доход  гражданина, то в настоящее время объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном  году.

Объектом налогообложения  у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в России, является  совокупный доход, полученный в календарном  году как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами как в денежной форме (в валюте РФ или в иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Доходы физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, подлежат обложению налогом, если они получены из источников на территории РФ в денежной или натуральной  форме.

Доходы, полученные в натуральной  форме, учитываются в составе  совокупного годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным  (рыночным) ценам на дату получения дохода. В случае реализации предприятиями или организациями физическим лицам продукции собственного производства по льготным ценам или ее бесплатной выдачи эта продукция оценивается по ценам, обычно применяемым для реализации сторонним потребителям.

При реализации (бесплатной выдаче) физическим лицам товаров, как

Информация о работе Налог на доходы физических лиц