Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа
Таким образом, целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся действующего механизма исчисления налога на доходы физических лиц, а также его социально-экономической роли. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Обращение к предыстории введения НДФЛ;
- Анализ социально-экономического значения введения налога;
- Рассмотрение сущности и принципов НДФЛ
- Форма отчётности по налогу
Введение 2
ГЛАВА 1. История возникновения НДФЛ 3
ГЛАВА 2. Социально-экономическое содержание налога 8
ГЛАВА 3. Понятие и сущность НДФЛ 13
3.1 Налогоплательщики и налоговые агенты 14
3.2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы 16
3.3 Налоговые вычеты НДФЛ 21
ГЛАВА 4. Сроки и порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами 26
Заключение 28
Список литературы 30
Министерство Образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский
государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра
«Финансы и менеджмент»
Контрольно-курсовая работа
по курсу: «Налоги и налогообложение»
на тему:
«НАЛОГ
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ»
Выполнил
Проверил
Тула 2010
Содержание
Актуальность Налога на доходы Физических лиц (НДФЛ) определяется тем, что в современных условиях изменившейся экономической обстановки в региональных бюджетах растет доля налога с доходов граждан.
В последние годы во всех экономически развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. В США, например, доля подоходного налога составляет 41%, в Англии - 46%, во Франции - 20%. В этом же направлении эволюционирует и налоговая система России.
Поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые полностью зачисляются в консолидированные бюджеты регионов, выросли на 5,9% - до 358,6 млрд рублей. Таким образом, налоговые НДФЛ выходит на первый план как источник пополнения региональных.
НДФЛ - самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Важнейшим определяющим моментом НДФЛ является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Таким образом, целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся действующего механизма исчисления налога на доходы физических лиц, а также его социально-экономической роли. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Обращение к предыстории введения НДФЛ;
- Анализ социально-экономического значения введения налога;
- Рассмотрение сущности и принципов НДФЛ
- Форма отчётности по налогу
При подготовке работы применялись нормативные документы по исследуемой теме, аналитические публикации, а также тематические сайты Интернет.
Древним предком данного налога на доходы можно считать дань. Она представляла собой платеж, взимаемый князем, военачальниками или победителями с побежденного племени. Дань собиралась весной и зимой двумя способами: «повозом» - когда ее привозили к князю, и «полюдьем» - когда князь или его дружина сами ездили за ней.
По сути, дань была неким предналогом, плательщики которого были абсолютно бесправны, чем активно пользовались ее сребролюбивые получатели. Так, Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу, но разгневанные древляне убили Игоря со всей его дружиной.
Помимо
дани можно вспомнить взимаемое
с семейного хозяйства
История становления самого налога в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов.
Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком. В Манифесте даже было специально оговорено, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание.
Однако на практике в таком виде налог на доходы физических лиц просуществовал недолго, что и неудивительно, ведь рассчитывать на правосознание налогоплательщиков при отсутствии должного контроля и ответственности не стоит.
В начале 1905 года подоходный налог (или подоходная подать, как ее называл В.И. Даль, понимающий под этим понятием соразмерную доходам каждого подать) вновь напомнил о себе и стал предметом жарких дискуссий, продлившихся не один год. И, наконец, 6 апреля 1916 года с руки Николая II Закон «О государственном подоходном налоге» (которым и было утверждено знаменитое Положение о государственном подоходном налоге) был учереждён. Подобные налоги во многих европейских странах появились гораздо раньше: в Англии – в 1842 году, в Пруссии в 1891 году, во Франции в 1914 году.
В соответствии с Положением о государственном подоходном налоге (далее – Положение) субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. Причем в числе первых были как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года (можно сказать - первые нормы о налоговых резидентах).
Интересный факт: по общему правилу члены семьи, имеющие самостоятельные источники дохода, облагались отдельно от главы семьи. Однако если доходы от таких источников поступали в распоряжение или пользование главы семьи, или если в законе была установлена общность имущества супругов, то они причислялись к доходу главы семьи.
Положение закрепляло широкий круг объектов государственного подоходного налога и предусматривало, что он взимается с полученного дохода независимо от его формы и источника.
Не облагались налогом наследственные и дарственные получения; страховые вознаграждения; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.
Государственный подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни.
Стоит упомянуть, что в тот период был установлен необлагаемый прожиточный минимум, согласно которому от подоходного налога освобождались лица, имеющие годовой облагаемый доход ниже 850 рублей. Это автоматически вывело из-под его действия все крестьянство, и налог касался в основном лишь наиболее зажиточных слоев населения.
В Положении о государственном подоходном налоге также предусматривались подробные правила составления и представления налогоплательщиками заявления о доходах налогоплательщика, их проверки участковыми присутствиями, ответственность налогоплательщика. Был детально урегулирован порядок обжалования налогоплательщиком постановлений финансового органа, установлены подведомственность, сроки и процедура рассмотрения таких жалоб.
Одной из особенностей того периода было то, что декларации, в основном, отправлялись в запечатанных конвертах по почте. Однако сведения о доходах можно было сообщить и устно соответствующим должностным лицам, которые заверялись письменно налогоплательщиком, а в случае его безграмотности подписями доверенных лиц и чиновников.
Начало введения государственного подоходного налога было намечено на 1917 год, но из-за Февральской революции он стартовал годом позже.
После
Февральской революции
К вышеуказанному документу, 12 июня 1917 года было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 рублей, предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5%.
В первой половине 20-х годов налог успел приобрести двойное название «подоходно-поимущественный», при этом он взимался отдельно с дохода и отдельно с имущества; был объединен с общегражданским, квартирным налогом и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу и, в завершение, очередным Положением был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие; работники искусств; лица, занимающиеся частной практикой; лица, имеющие доходы от работы не по найму.
Следующие 20 лет запомнились ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы.
Одним из ключевых моментов в «карьерном росте» налога на доходы физических лиц было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения», действовавшего затем в течение многих лет. В соответствии со ст. 1 Указа подоходным налогом облагались рабочие и служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР.
Указ существенно расширил круг лиц, чей доход не подпадал под обложение данным налогом. Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера. Налог уплачивался четыре раза в год: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
В Указе были установлены порядок обложения заработка, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок учета налогоплательщиков и их доходов, ответственность за нарушения его положений. Был введен срок давности, согласно которому плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к налогу не более чем за два предшествующих года.
С 1960 года постепенно повышался необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих, и уменьшались ставки налога по этим доходам. Однако, опомнившись, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.
И, наконец, очередной виток в истории НДФЛ связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге» (далее - Закон N 1998-1). Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.
Плательщиками подоходного налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.
Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным рыночным ценам на дату получения дохода.
Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.
Особое положение в ряду налогов, который уплачивают физические лица практически со всех видов дохода, полученных в течение года, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.
Советская финансовая наука уделяла мало внимания подоходному налогу, так как он не имел значительного фискального значения, поскольку основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.