Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся действующего механизма исчисления налога на доходы физических лиц, а также его социально-экономической роли. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- Обращение к предыстории введения НДФЛ;

- Анализ социально-экономического значения введения налога;

- Рассмотрение сущности и принципов НДФЛ

- Форма отчётности по налогу

Содержание работы

Введение 2

ГЛАВА 1. История возникновения НДФЛ 3

ГЛАВА 2. Социально-экономическое содержание налога 8

ГЛАВА 3. Понятие и сущность НДФЛ 13

3.1 Налогоплательщики и налоговые агенты 14

3.2. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы 16

3.3 Налоговые вычеты НДФЛ 21

ГЛАВА 4. Сроки и порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами 26

Заключение 28

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

История возникновения НДФЛ.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

    Не  оказывал серьезного влияния этот налог  в годы советской власти и на материальное положение населении страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения и платило налог по минимальной ставке.

    Наряду  с этой характерной особенностью того времени, в стране была установлена  жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемента оплаты труда.

    Дальнейший  переход к рыночным методам управления экономикой, отказ от всеобщего администрирования в области доходов открыли широкие возможности для осуществления населением предпринимательской деятельности. Однако ускоренное вхождение в рынок имело и свои негативные последствия: налицо расслоение общества, появление лиц как со сверхдоходами, так и живущих за чертой бедности. Перед государством встала проблема регулирования различных по источникам и размерам доходов населения. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

    Налог на доходы  физических лиц важен по следующим обстоятельствам:

    •    налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны;

    •    он является одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства;

    •    налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX столетия и доказал на практике свою действенность и жизнеспособность;

    •    налог на доходы физических лиц – один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

    Подоходное  налогообложение открывает возможность  для регулирования уровня жизни населения, с помощью системы льгот позволяет организовать социальную защиту наиболее незащищенных слоев населения. В то же время налог на доходы физических лиц дает возможность стимулировать предпринимательскую деятельность, а также обеспечивать достаточно регулярные доходы бюджета за счет более высокого налога с наиболее платежеспособных слоев населения.

    Велика  социальная значимость рассматриваемого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны.

    Экономическое назначение налога на доходы физических лиц заключается в формировании бюджетных ресурсов государства, с одной стороны, и регулировании уровня реальных доходов физических лиц, – с другой.

    Налоги  с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Подоходный налог, первоначально вводившийся как чрезвычайный сбор, способный мобилизовать финансовые средства для обеспечения потребностей государства, со временем превратился в постоянный и в большинстве экономически развитых стран – самый крупный источник доходной части государственного бюджета.  Становление налогообложения физических лиц в России осуществлялось параллельно с  изменениями в ее политическом и экономическом устройстве.

    Сегодня в формировании региональных и местных бюджетов налог на доходы физических лиц имеет еще большее значение, составляя от 16,5 до 30% поступлений, что обусловливается следующими факторами:

    •    с точки зрения регулярности поступления, налог на доходы физических лиц удерживается в основном работодателем в момент выплаты заработной платы, а это значит, что данная статья доходов в бюджете пополняется как минимум ежемесячно;

    •    налог на доходы физических лиц поступает только в денежном выражении в национальной валюте, тогда как налог взимается и с доходов, полученных в иностранной валюте, в натуральной форме, а также в виде матер альной выгоды.

    Налог на доходы физических лиц имеет двойственный характер: выступает специфическим элементом экономических отношений (общественное содержание) и является частью валового внутреннего продукта (материальное содержание).

    Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц - недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить НДФЛ за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России -- в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач.

    Примерно  на таких же принципах строится система  подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.

    Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения  данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

    НДФЛ - самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

    Одновременно  с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

    Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

    Налог на доходы физических лиц позволяет  изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования конечных доходов, налог на доходы соответственно влияет на их структуру, а следовательно, и на структуру потребностей населения. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить степень неравенства в доходах.

ГЛАВА 3. Понятие и сущность НДФЛ

 

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это один из основных налогов Российской Федерации, установленных Налоговым кодексом  Российской Федерации (далее "НК РФ"). Он затрагивает финансовые интересы каждого гражданина. Применение данного налога регулируется нормами главы 23  "Налог на доходы физических лиц" части второй НК  РФ.   

    НДФЛ - налог на доходы физических лиц, относится к подоходным налогам, принятым во всем мире, является одним из основных видов прямых налогов, поскольку взимается с субъекта налогообложения напрямую. 
Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

    Налоговые ставки, в соответствии со статьей 224 главы 23  НК  РФ:

  • 13%
  • 35% в отношении доходов:

- стоимости выигрышей  и призов, в части превышающей  2000 рублей;

- страховых выплат  по договорам добровольного 

- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

суммы экономии на процентах при получении заемных  средств в части превышения установленных размеров

  • 30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.
  • 9% в отношении доходов от долевого участия, полученных в виде дивидендов

виде процентов  по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года.

3.1 Налогоплательщики и налоговые агенты

 

    Налогоплательщиком (плательщиком налогов и сборов) в соответствии с действующим в РФ законодательством признаётся организация и физическое лицо, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации., и физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Налог на доходы физических лиц взимается  с налогоплательщиков в соответствии со статьёй 207 главой 23 Налогового кодекса РФ.

    Независимо  от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.         

На  российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.      

   Указанные лица именуются налоговыми агентами.     

   Налоговые агенты обязаны:

  • исчислить суммы налога  по итогам каждого месяца нарастающим итогом с начала года со всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, с которых налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога). Сумма налога применительно  к доходам, в отношение которых применяются разные налоговые ставки, исчисляется отдельно;
  • удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган;
  • перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц. В иных случаях:

        не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплаченных в денежной форме;

       -  не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.     

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения обязаны перечислить налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

 

     3.2. Объект налогообложения.  Порядок определения налоговой базы

Информация о работе Налог на доходы физических лиц