Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эволюции налога на имущество физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
изучение налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Налог на имущество физических лиц в историческом аспекте…….7
1.1 Сущность налога на имущество физических лиц………………………....7
1.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ………..11
Глава 2. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц ………17
2.1 Основные элементы налога…………………………………………………17
2.2 Льготы по налогу…………………………………………………………….21
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога……………………...………………25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налога на имущество физических лиц……………………………………………………………………………...…32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………...…………………………37
Приложе-ние………………………………………………………………………
По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения, способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это делается с помощью налогов.
В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Ей присуще единственное свойство - максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом. Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др.
Эти две функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, в то же время, они находятся во взаимном противоречии.
Налог на имущество
физических лиц, земельный налоги с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на всей ее территории.
При этом конкретные ставки этих налогов
определяются законодательными актами
республик в составе РФ или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
Налогоплательщиками являются физические лица -- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними1.
Первоначально налог на строения, помещения и сооружения подлежал уплате ежегодно по ставке 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 25-ФЗ с 1 января 1994 г. налог на строения, помещения и сооружения уплачивался ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.
Взимаемый по Закону об основах налоговой системы местный налог на транспортные средства введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
Налог на транспортные средства взимался в зависимости от мощности двигателя. Первоначально ставки налога устанавливались в копейках в зависимости от вида объекта обложения и мощности двигателя (с каждой лошадиной силы или каждого киловатта мощности). С 1 января 1995 г. в соответствии с Федеральным законом размеры ставок налога были установлены в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога. Кроме того, в число объектов обложения дополнительно были включены "другие транспортные средства, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов".
Система взимания налога на транспортные средства в очередной раз была реформирована в 1999 г.: вместо твердых ставок были установлены предельные размеры налога в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога, а также в самостоятельные объекты обложения были выделены парусные суда и несамоходные (буксирные) суда. По парусным судам предельный размер налога был установлен в 30% МРОТ с каждого пассажиро-места. Предельный размер налога для несамоходных (буксирных) судов был установлен в 10% с каждой регистровой тонны валовой вместимости судна.
С момента введения налога на недвижимость налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", и земельный налог в городах Новгороде и Твери не взимались. Было установлено, что налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом и на основании законов субъектов РФ. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Новгорода и Твери. Расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на время проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери не изменяются. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налогооблагаемая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери.
Расходы на проведение указанного эксперимента, включая расходы на создание налогового реестра объектов недвижимости и определение рыночной стоимости объектов недвижимости, производятся за счет средств бюджетов городов Новгорода и Твери.
Было установлено, что на период проведения указанного эксперимента налогооблагаемая база налога на недвижимость жилого назначения составляет не более 50% оценки рыночной стоимости квартир и жилых помещений.
Представительные органы местного самоуправления городов Новгорода и Твери после завершения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери должны были представить Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ отчет о результатах его проведения и предложения по совершенствованию налогообложения недвижимости.
На период проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери с момента введения налога на недвижимость уплаченная сумма налога на недвижимость относится на издержки производства для юридических лиц и (или) не включается в совокупный доход при налогообложении физических лиц. Результаты указанного эксперимента легли в основу изменений системы поимущественного налогообложения, осуществляемых при введении в действие части второй НК РФ.
В 1990-е гг. налогообложение недвижимого имущества физических лиц было одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего налогового законодательства РФ. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, но этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне. В 1998 г. доля поступлений по налогу на недвижимое имущество составила около 0,15%, тогда как в отдельных развитых странах сумма поступлений от аналогичных видов налогов в местные бюджеты достигает 40%. В 1997 г. средняя сумма налога, приходившаяся на одного плательщика, составила по России 21,6 руб., по Москве - около 39 руб. и Московской области - 9,4 руб.
С развитием рынка недвижимости, совершенствованием методик определения стоимости объектов недвижимого имущества, а также установлением ответственности налогоплательщиков за предоставление информации налоговым органам удельный вес имущественных налогов с физических лиц в структуре доходной части местных бюджетов может возрасти. Однако существует ряд сдерживающих факторов: по налогу на строения, помещения и сооружения установлен широкий перечень лиц, которым предоставляются различного рода льготы; при этом льготные категории лиц освобождены от уплаты налога независимо от количества принадлежащих им объектов недвижимости и их стоимости; многочисленные дополнительные виды льгот по данному налогу предоставляются на уровнях регионов и местных органов власти. Кроме того, налогоплательщики в России нередко используют такие методы минимизации налоговых обязательств, как дробление владения имуществом, так и максимально возможное затягивание сроков завершения строительства - оттягивание момента регистрации построенного дома (строения, сооружения).
В основу действующей системы налогообложения имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности, положен принцип пообъектного обложения, т.е. налоговые обязательства возникают и определяются самостоятельно по каждому объекту недвижимости вне зависимости от количества объектов недвижимости, находящихся в наличии у данного лица. Из принятой и вступившей в силу части первой НК уже следует, что сохраняется отдельное налогообложение земельных участков и зданий (строений, помещений и сооружений). Будут установлены три самостоятельных вида налогообложения: налогообложение недвижимого имущества (региональный), налогообложение земельных участков (местный налог) и налогообложение имущества физических лиц (местный налог).
Таким образом, можно предположить, что элементы системы совокупного налогообложения недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, могут существовать только в рамках отдельных регионов (субъектов РФ). Система совокупного налогообложения недвижимого имущества и даже применение отдельных элементов этой системы крайне невыгодны крупным собственникам, а также любым физическим лицам, имеющим несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае резко снижаются возможности по применению налоговых льгот. После принятия и вступления в силу части второй НК права регионов и органов местного самоуправления в сфере налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам, существенно расширены.
Налог на имущество физических лиц в системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Различают местный, имущественный, прямой, систематический. Налог установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный
Налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%.
Налогоплательщики - физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Налогоплательщики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Налогоплательщики
По общему правилу |
Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Законом. |
Общая долевая собственность нескольких физических лиц (или физических лиц и организаций) |
Каждое из этих физических лиц |
Общая совместная собственность нескольких физических лиц без определения долей |
Налогоплательщиком может быть одно из этих лиц (по согласованию). В случае несогласованности налог уплачивается каждым лицом в равных долях. |
Элементы налогообложения:
1. Объект налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Объекты обложения налогом на имущество физических лиц
2. Налоговая база - инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Если физическое лицо владеет несколькими объектами, то налоговой базой будет являться - суммарная инвентаризационная.
3. Налоговый период - налог уплачивается ежегодно.
4. Налоговая ставка - ставки налога, согласно Закону, устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих пределах