Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эволюции налога на имущество физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
изучение налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Налог на имущество физических лиц в историческом аспекте…….7
1.1 Сущность налога на имущество физических лиц………………………....7
1.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ………..11
Глава 2. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц ………17
2.1 Основные элементы налога…………………………………………………17
2.2 Льготы по налогу…………………………………………………………….21
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога……………………...………………25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налога на имущество физических лиц……………………………………………………………………………...…32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………...…………………………37
Приложе-ние………………………………………………………………………
Установлены новые ставки налога на имущество граждан ( которое принадлежит им на праве собственности). Рассчитывается налог на основании инвентаризационной стоимости имущества2.
Налоговые ставки в Москве:
Стоимость объекта налогообложения (жилые и нежилые помещения) |
Налоговая ставка |
до 300 000 рублей (включительно) |
0,1% |
свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) |
0,3% |
свыше 500 000 рублей до 1 000 000 рублей (включительно) |
0,6% |
свыше 1 000 000 рублей (включительно) |
0,75% |
На территориях , включенных в состав территории Москвы в результате изменения границы города ставки налога на имущество следующие:
Стоимость объекта налогообложениия ( жилые и нежилые помещения) |
Налоговая ставка |
Жилые помещения в Щербинке до 300 000 рублей (включительно) |
0,05% |
Жилые помещения в поселении Новофедоровское свыше 500 000 рублей до 600 000 рублей (включительно) |
0,3% |
Жилые помещения в поселениях Киевский, Кокошино, Марушкинское, Первомайское свыше 500 000 рублей до 900 000 рублей (включительно) |
0,3% |
С учетом средней инвентаризационной стоимости в размере 500-600 тыс. руб, средняя налоговая ставка составит 3000-3 600 руб. ( за год).
В случае же, когда инвентаризационная стоимость квартиры (это касается больших квартир) превысит 1 млн. руб., налоговая ( минимальная) ставка составит 7 500 руб. ( за год).
Необходимо отметить, что инвентаризационная стоимость новостроек примерно равна их рыночной стоимости.
Справку об инвентаризационной стоимости может получить собственник квартиры или его представитель в органах БТИ, где и рассчитывается инвентаризационная стоимость жилья сотрудниками БТИ по формуле:
С = С * (1 -Ифиз,/100 * Ки),
где С -- инвентаризационная
стоимость оцениваемого объекта (тыс.
руб.);
С -- восстановительная стоимость
жилого здания (то есть сумма затрат в
виде амортизационных отчислений, необходимых
для восстановления изношенности объекта)
(тыс. руб.);
И -- показатели физического
износа жилого здания (%);
К -- коэффициент дифференциации
объектов.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы3.
Для лиц являющихся пенсионерами документом, подтверждающим право на льготу, является пенсионное удостоверение (пункт 5 Инструкции МНС России по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. № 54).
Если имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком по отношению к этому имуществу признается каждое из данных физических лиц соразмерно его доле в таком имуществе. В таком же порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
В случае, когда имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут одинаковую ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое определяется по соглашению между ними.
В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, которые награждены орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, иных боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, которые проходили службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, которые занимали штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, или лица, которые находились в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается таким лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; лица, которые получают льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; военнослужащие, а также граждане, которые уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, которые принимали непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, которые потеряли кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, которая заверена подписью руководителя организации, выдавшей пенсионное удостоверение, и печатью этой организации. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, то льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Так же, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают: пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; граждане, которые уволены с военной службы или призывались на военные сборы, выполняющие интернациональный долг в Афганистане и иных странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, которая выдана районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ; родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак; со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования; с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, а также основания для их использования налогоплательщиками.
Применение налоговых льгот в соответствии с Законом является правом налогоплательщика и носит заявительный характер. Следовательно, воспользоваться своим правом налогоплательщик может, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества и предъявив документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы.
При возникновении права на льготу в течение налогового периода перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло право на льготу.
Для того чтобы исключить факт начисления налога, либо в случае, если налог уже начислен и предъявлен Вам к уплате, произвести перерасчет исчисленных сумм с целью исключения задолженности по уплате налога на имущество, просим в ближайшее время представить (либо направить по почте) в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества заявление и копию пенсионного удостоверения.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Поскольку согласно Закону № 2003-1 налогоплательщиками являются граждане Российской Федерации, имеющие в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.
В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физического лица, которыми согласно п. 2 ст. 27 Кодекса признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:
родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет4;
родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет;
опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства 5;
попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами6.
На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Список категорий граждан, имеющих право на льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, приведен в ст. 4 Закона № 2003-1, в число которых входят пенсионеры, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях либо прослужившие в Вооруженных Силах более 20 лет, инвалиды I и II групп, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, а также иные категории лиц, имеющих право на льготы.
При этом лица, имеющие право на льготу по данному налогу в соответствии со ст. 4 Закона № 2003-1, обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. п. 4, 7 ст. 5 Закона № 2003-1).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 2003-1, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.
Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, а именно: общая совместная собственность супругов и общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В отношении определения долей в праве общей долевой собственности в ст. 245 ГК РФ установлено следующее:
если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (п. 1 ст. 245 ГК РФ);
соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).
Что касается случаев, когда имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N2003-1 эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
В п. 3 ст. 1 Закона № 2003-1 также предусмотрено, что физические лица, в чьей общей совместной собственности находится имущество, признаваемое объектом налогообложения, могут по соглашению между собой определить, то есть выбрать из своего числа одно лицо, которое будет являться плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении этого имущества. Данное соглашение, равно как и соглашение между участниками долевой собственности относительно распределения долей, должно быть представлено в налоговый орган по месту нахождения имущества.
Согласно ст. 2 Закона № 2003-1 объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Обязанность по уплате налога на имущество собственником возникает с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество. В соответствии со ст. 3 Закона № 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.