Налог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эволюции налога на имущество физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
 характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
 изучение налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Налог на имущество физических лиц в историческом аспекте…….7
1.1 Сущность налога на имущество физических лиц………………………....7
1.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ………..11
Глава 2. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц ………17
2.1 Основные элементы налога…………………………………………………17
2.2 Льготы по налогу…………………………………………………………….21
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога……………………...………………25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налога на имущество физических лиц……………………………………………………………………………...…32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………...…………………………37
Приложе-ние………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.rtf

— 820.90 Кб (Скачать файл)

Представительные органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования имущества и по иным критериям, то есть налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.д.

Согласно письма Минфина России от 03.12.2009 № 03-05-04-01/98 "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей и (или) совместной собственности" в случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости. Расчет налоговой ставки от суммарной инвентаризационной стоимости объектов должен производится без учета размера доли в праве. Указанный порядок определения ставки налога применялся с 1 января 2008 года.

Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц производятся следующим образом:

исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами Росрегистрации и органами технической инвентаризации (п.п. 1,4 ст. 5 Закона № 2003-1),

уплата налога производится владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября (п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1).

В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Налоговые органы в соответствии со ст. 52 Кодекса направляют налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 5 Закона № 2003-1 по новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Что касается исчисления налога в отношении граждан, получивших имущество в порядке наследования, то в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 2003-1 за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

Примеры расчета налога на имущество физических лиц, в различных ситуациях представлены в приложении.

Обязанность территориальных налоговых органов Российской Федерации заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки установленные Кодексом, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

Согласно разъяснению Минфина России вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применялся с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за более ранние налоговые периоды не производятся.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. ФНС России находится в ведении Минфина России и обязана руководствоваться его разъяснениями.

В целом налог на имущество физических лиц является достаточно перспективным, поскольку его сбор и администрирование во многих странах осуществляется легче, чем сбор и администрирование других налогов. Кроме того, в странах с переходной экономикой существует дополнительная причина роста доли поступлений имущественных налогов. При осуществлении приватизации земли и объектов недвижимости бесплатно или за незначительную плату налогообложение такой собственности становится весьма целесообразным. Новые владельцы лучше осознают свою ответственность за поддержку деятельности государства и, таким образом, имущественные налоги, по сути, являются платой за право на частную собственность.

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Как уже отмечалось, налогообложение имущества физических лиц проводится на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Наиболее существенные изменения и дополнения в налогообложение имущества граждан были внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Вместо одной максимальной ставки налога 0,1% была установлена прогрессивная шкала предельных налоговых ставок. В результате новая максимальная налоговая ставка 2,0% была уравнена с размером действовавшей в то время предельной ставки налога на имущество предприятий.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налога. Объектом налога в соответствии с Законом признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Все перечисленные выше объекты, согласно ст. 130 ГК РФ, являются недвижимостью. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает только с момента регистрации данного права в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в органах Федеральной регистрационной службы). Поэтому до момента государственной регистрации право собственности на объект у физического лица отсутствует; владелец недвижимости не является собственником, а, следовательно, плательщиком налога на имущество.

Налогоплательщики приняли это к сведению и стали всеми возможными способами затягивать с процедурой государственной регистрации права собственности на вновь построенный объект недвижимости (например, жилой дом), что негативно сказалось на объемах поступлений от налога на имущество в местные бюджеты и на надлежащем выполнении принципа всеобщности налогообложения.

В конце 1999 г. была предпринята попытка внести в Закон изменения, которые предусматривали обложение налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, находящихся в эксплуатации, и предлагали не учитывать в целях налогообложения факт государственной регистрации права собственности, если гражданин фактически владеет, пользуется и распоряжается недвижимым имуществом.

Теперь представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно (безусловно, с учетом ограничений, закрепленных федеральным законом) вводить прогрессию ставок налога на имущество физических лиц согласно увеличению суммарной инвентаризационной стоимости имущества и их дифференциацию в зависимости от типа использования недвижимости и по иным критериям.

Конкретные ставки налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований устанавливаются на основе следующей шкалы предельных налоговых ставок (см. табл. 3.1), предусмотренных п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".  

Правительство намерено ввести новый налог на недвижимость уже с начала 2014  года.  К 2014-му Минфин предлагает заменить налог на имущество физических лиц налогом на недвижимость. Авторы проекта уверяют, что плата в казну от этого «особо не повысится». Эксперты предрекают многократный рост налога.

Сейчас отчисления за жилье рассчитывают по инвентарной стоимости. В новостройках она приближена к рыночной, а вот в старых домах занижена в 10-20 раз. Новый налог будет рассчитываться по кадастру, близкому к реальным рыночным ценам. Независимый эксперт в области налогообложения Мария Сташкова предсказывает, как поведет себя налог с такой базой:

-- Рыночная цена квадратного метра растет каждый месяц. Значит, налоговая нагрузка резко увеличится. Вроде владеешь одной и той же квартирой, условия жизни не меняются, платить ты будешь все больше и больше.

В лучшем случае ставка нового налога составит 0,1%, в худшем -- 1% в год от кадастровой стоимости жилья. Размер ставки будут определять регионы. А поскольку налог поступает в местную казну, устанавливать минимальную ставку, считает зампред профильного комитета Госдумы Оксана Дмитриева, регионам просто невыгодно.

-- Если однокомнатная квартира стоит три миллиона, налог на нее может быть и три тысячи, и тридцать. А если это трешка в городе-миллионнике, налог на нее по минимальной ставке получится около семи тысяч в год, -- говорит Дмитриева. -- Для некоторых это та же тринадцатая квартплата.

В первую очередь пострадают обитатели старого жилого фонда. Дело именно в смене основы налога -- с инвентарной на кадастровую. По сути, для жителей хрущевок налогооблагаемая база вырастет в 10-20 раз. Кроме того, нынешний налог на имущество платят не все: пенсионеры от него освобождены. Новый налог им платить придется, пусть и за вычетом двадцати метров, и по льготной ставке.

Налог на недвижимость может вступить в силу уже 1 января 2014 года. Правда, как снег на голову он упадет только избранным. Сначала налог проверят на двенадцати прогрессивных регионах. Это Тверская, Нижегородская, Калужская, Иркутская, Кемеровская, Самарская, Ростовская, Калининградская области, Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский край. К 2018-му подтянутся остальные. Впрочем, есть шанс, что эта инициатива так и останется на бумаге. Законопроект о налоге на недвижимость лежит в Госдуме уже девятый год. В 2004-м, через месяц после внесения, он прошел первое чтение и -- замер в ожидании. Несколько раз его начинали обсуждать, но до дела дошло только теперь. Эксперты в один голос уверяют: новый налог нужен, чтобы залатать бюджетные дыры. Свежий интерес к нему связывают и с недавним продлением сроков приватизации. Судя по многотысячным очередям желающих оформить жилье в собственность, после введения налога на недвижимость регионам и впрямь удастся поправить свое положение.

Заключение

 

Итак, перспективы налоговой системы определяются поиском таких объектов, налогообложение которых обеспечивало бы соблюдение фискальных приоритетов государства и не ущемляло бы экономическую самостоятельность налогоплательщиков. Главенствующим объектом налогообложения в системе региональных и местных налогов исторически является движимое и недвижимое имущество - овеществленный капитал налогоплательщика.

Таким образом, учитывая назревшую необходимость разработки приемлемой для российских условий эффективной системы имущественного налогообложения, центральным звеном которой является недвижимость, научно обоснованные концептуальные преобразования в сфере региональных и местных налогов, проводимые в настоящее время и запланированные на ближайшее будущее, приобретают особую актуальность и практическую значимость. Следует отметить, что по результатам правоприменительной практики в НК РФ неоднократно будут вноситься изменения, в связи с чем выработанные в научных работах, затрагивающих систему организации взимания региональных и местных налогов в федеративном государстве, решения теоретико-методологических проблем налогообложения имущества могут стать основой для разработки перспективных направлений дальнейшего совершенствования системы имущественного налогообложения в России.

 

Список использованной литературы

 

Налоговый кодекс Российской Федерации от 13 Февраля 2013 года.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2006) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004). Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ. // Российская газета, № 56, 10.03.1992. Консультант Плюс.

Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.11.2010) "О налоговых органах Российской Федерации". // Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992. Консультант Плюс.

Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 27.07.2010) "О налогах на имущество физических лиц". // Российская газета, № 36, 14.02.1992. Консультант Плюс.

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 11.07.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699. Консультант Плюс.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3689. Консультант Плюс.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822. Консультант Плюс.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц