Налог на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием особенностей налога на имущество и особенностью порядка расчета имущественного налогообложения в свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования – нормы Налогового кодекса Российской Федерации об особенностях налогообложения о налоге на имущество организаций и получение практических навыков в исчислении данного налога.

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 124.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных источников финансирования деятельности любого государства  являются налоги.

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1

При его  взимании реализуются обе функции  налога: фискальная и экономическая. Первая – благодаря тому, что  обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления и доходы территориальных  бюджетов, вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших  сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего  дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество с точки зрения государства очевидно: имущество  есть освещенный доход, и скрыть его  сложнее.

Налог на имущество организаций - это один из налогов налоговой системы  Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Он является основным налогом субъектов  Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом  на добавленную стоимость и другими  видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных  уровней, требует особого подхода  при его рассмотрении.

Устанавливая  налог на имущество организаций, законодательные либо представительные органы субъектов России вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных  главой 30 Налогового Кодекса РФ (далее  НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу.

При этом субъектами РФ могут также предусматриваться  региональные налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиками.

Тема  данной работы является актуальной, так  как  налог вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты, и при работе над ней были поставлены следующие задачи:

-  определить сущность, понятие налога на имущество организаций;

-  рассмотреть элементы, а также ставки данного налога в субъектах РФ;

-  проанализировать вопросы правового регулирования налога;

- изучить более подробно налоговые льготы налога на имущество организаций.

Цель  курсовой работы - теоретическое и  практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление  особенностей такого налогообложения  в практической деятельности организаций.

Объектом  исследования является комплекс теоретических  и практических проблем, связанных  с раскрытием особенностей налога на имущество и особенностью порядка  расчета имущественного налогообложения в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования – нормы Налогового кодекса Российской Федерации об особенностях налогообложения о  налоге на имущество организаций и получение практических навыков в исчислении данного налога.

Структура и объем работы обусловлены логикой  и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и  приложения.

Методами  исследования в данной курсовой работе является изучение и анализ действующего налогообложения касательно налога на имущество организаций и ее систематизация.

Во введении обосновывается актуальность работы, практическая значимость налога на имущество организаций для налогообложения в России, ставятся задачи и цель данной работы.

В первой главе раскрывается понятие налога, его сущность, основные элементы налогообложения, а также его нормативно-правовое регулирование.

Во второй главе изучается практическое применение данного налога, сроки и порядок  его уплаты, а также расчет налога на примере действующей организации.

В третьей  главе рассматривается воздействие  налога на финансовый результат, а также  пути его развития в ближайшем  будущем.

В заключении показываются основные выводы, сделанные  по ходу рассмотрения и изучения налога на имущество организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО  ОРГАНИЗАЦИЙ

 

    1. Понятие и история возникновения налога

 

 

В России институт имущественного налогообложения  получил свое основное развитие в  середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.

В царской России действовали поимущественные  налоги с граждан (например, квартирный налог, налог с наследства). В результате революций 1917 года произошло изменение  политической и государственной  власти в России. С приходом к  управлению страной партии большевиков  начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.

Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия  денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

С 1930-1932 гг. в СССР была проведена  кардинальная налоговая реформа, в  результате которой было полностью  упразднена система акцизов, все  налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях с прибыли.2

В сущности, говорить о налогообложении, и, конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как  вся прибыли промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных  отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

До реформы 1992 года обложение имущества  предприятий в России имело место  и осуществлялось в виде платы  в бюджет за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Основные положения по взиманию налога на имущество предприятий на территории Российской Федерации были определены законом РФ «О налоге на имущество  организаций». Объектом налогообложения  признавались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся  на балансе налогоплательщика, а  налоговой базой  - среднегодовая  стоимость имущества. Данные для  исчисления налоговой базы определялись на 1-е число каждого квартала, которые и считались отчетными  периодами. 3

С принятием Налогового кодекса  наступил новый этап в реформировании налога на имущества организаций. Глава 30 НК РФ существенно изменила порядок  его взимания в части объекта  налогообложения и расчета налоговой  базы.

Налог на имущество юридических  лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона "О  налоге на имущество предприятий" с целью стимулирования производительного использования имущества предприятий, сокращения излишних запасов сырья и материалов и охарактеризован многими учеными как трансформированная форма платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств.4

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить  кардинальные изменения в системе  налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а  в 2000 году - вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения  организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие  в соответствии и НК РФ, законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. 5

В рамках бюджетных правоотношений налог  на имущество организаций относится  к собственному доходу регионов, которым  называется доход, зачисляемый в  бюджеты в соответствии с бюджетным  законодательством РФ и законодательством  о налогах и сборах.6

 

 

 

    1. Налогоплательщики и основные элементы налогообложения

 

 

Для отнесения хозяйствующего субъекта к плательщикам данного налога необходимо наличие у него статуса юридического лица и имущества на территории Российской Федерации.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав.

В соответствии с ГК РФ к объектам гражданских  прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в  том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.7

Преимущества налога на имущество  для государства очевидны – регулярность поступления в бюджет, простота в  контроле и исчислении.

Плательщиков налога можно разделить на следующие категории:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
  • иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками:

  • организации, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;8
  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.9

При расчете  налога учитывается не все имущество  налогоплательщика, а только то, что  отнесено к объекту налогообложения, который установлен для каждой категории  плательщиков:

  • для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
  • для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.10

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости. 
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

  • подлежащего налогообложению по местонахождению организации,
  • имущества каждого обособленного подразделения организации,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.11

Информация о работе Налог на имущество организаций