Налог на прибыль страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Поскольку для страховых организаций налоги на доходы, а затем налог на прибыль являются самыми значимыми, то более подробно рассмотрим порядок их уплаты и результаты замены первого на второй.
Анализ перехода от уплаты налога на доходы к уплате налога на прибыль страховщиками важен, чтобы выяснить, как изменилось при данном переходе общее налоговое бремя, а также применительно к различным страховым организациям.

Содержание работы

1.Налог на прибыль страховых организаций ……………………………..............3
2. Другие налоги и сборы уплачиваемые страховыми организациями ………..16
2.1 Транспортный налог ………………………………………………………..16
2.2 Страховые взносы по обязательному страхованию ……………………....19
2.3. Государственная пошлина …………………………………………………22
2.4 Земельный налог …………………………………………………………….26
Практическая часть ……………………………………………………………..29
Используемая литература ……………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

1.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

1.Налог на прибыль страховых  организаций ……………………………..............3

2. Другие налоги и сборы уплачиваемые страховыми организациями ………..16

    2.1 Транспортный налог ………………………………………………………..16

    2.2 Страховые взносы по обязательному страхованию ……………………....19

    2.3. Государственная пошлина …………………………………………………22

    2.4 Земельный налог …………………………………………………………….26

    Практическая часть ……………………………………………………………..29

    Используемая литература ……………………………………………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Налог на прибыль  страховых организаций

 

Поскольку для страховых  организаций налоги на доходы, а  затем налог на прибыль являются самыми значимыми, то более подробно рассмотрим порядок их уплаты и результаты замены первого на второй.

 Анализ перехода от  уплаты налога на доходы к  уплате налога на прибыль страховщиками  важен, чтобы выяснить, как изменилось  при данном переходе общее  налоговое бремя, а также применительно  к различным страховым организациям. Актуальность данной проблемы  состоит в том, что неоднократно  выдвигались идеи снова перевести  страховые организации на уплату  налога на доходы. Сдерживающим  фактором введения налога на  доходы является то, что реально  заработанная страховая премия  у страховщика будет определена  по окончании договора страхования,  а налоги уплачиваются с момента  получения премии (страховых взносов). Исходя из практического опыта   считается, что такой возврат  не перспективен.

 При налогообложении  дохода (1992-1993 гг.) доходом считались  все поступающие страховые взносы  за вычетом затрат, кроме оплаты  труда штатных работников. Оплата  штатных работников осуществлялась  за счет части дохода, остающегося  в распоряжении страховой организации  после уплаты налогов, а комиссионные  вознаграждения страховых агентов  включались в себестоимость страховых  услуг. С налоговой базы страховые  организации уплачивали налог  на доходы по ставке 25%, с доходов  по ценным бумагам - по ставке 15%, а по прочей деятельности  уплачивали налог на прибыль  по ставке 32% .

Размер комиссионного  вознаграждения страховых агентов  и страховых брокеров определялся, исходя из доли (процента) расходов на ведение дела, предусмотренной в  структуре тарифной ставки. Это являлось одной из основных особенностей страховой  деятельности, и на нее не распространялось налогообложение за превышение фонда  оплаты труда по сравнению с нормируемой  величиной. Однако в любой страховой  организации один и тот же работник, являясь штатным сотрудником, мог  по совместительству быть страховым агентом. Это усложняло определение его заработка. Существовавший в 1993 г. порядок формирования резервов нормативным методом предусматривал создание запасных фондов, используемых для выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда они не покрывались страховыми платежами текущего года. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

По рисковым видам страхования  запасной фонд мог пополняться за счет инвестиционного дохода только после налогообложения. В нормативных  документах нечетко был определен  механизм пополнения запасного фонда. При расчете налоговой базы доход  страховой организации уменьшался на суммы, вносимые страховыми организациями  в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования, фонды обязательного  медицинского страхования, Государственный  фонд занятости населения, а также  на суммы других обязательных платежей.

Доходы, включая дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, распределяемые между  акционерами, участниками товариществ  за счет доходов, остающихся после уплаты налога, облагались налогом при выплате  доходов юридическому лицу по ставке 15% у источника этих доходов. Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, а также  доходы страховых посредников (брокеров) облагались в порядке, предусмотренном  Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и  организаций».

Следовательно, существовало два параллельных налога, с различными ставками, это приводило к путанице, что считать страховой и нестраховой  деятельностью.

На налоговую базу страховых  организаций влияют наличие филиальной сети и передача части договоров  в перестрахование. Широкая филиальная сеть создана только у крупной  страховой организации, поэтому  интересно анализировать деятельность такой страховой организации. Для анализа результатов изменения системы налогообложения рассмотрены страховые организации трех типов, различающихся специализацией и объемом страховых операций.

Первый тип - страховая  организация, проводящая преимущественно  страхование жизни. Выбор такой  организации обусловлен тем, что  для страхования жизни характерны особенности, в том числе порядок  формирования резервов, ведения бухгалтерского учета и т.д. Организация второго  типа специализируется на страховании  имущества, дающем большие объемы поступлений. Организация третьего типа - страховал  компания, проводящая страхование жизни  и страхование от несчастных случаев, при этом объем операций незначителен.

Для эффективной работы страховой  организации, осуществляющей страхование  жизни, необходим охват большого количества застрахованных. Для данной страховой организации важным моментом является также охват значительной территории, так как она работает в основном с физическими лицами.

Деятельность первого  и третьего типов страховых организаций  схожа, поскольку организация первого  типа проводит страхование жизни, а  организация третьего типа осуществляет разные виды личного страхования, хотя доля страховых взносов, приходящихся на страхование от несчастных случаев, незначительна. Но важно для организации  третьего типа, что у нее отсутствует  филиальная сеть: из-за небольшого объема операций, она работает на ограниченном страховом поле и не проводит операции по перестрахованию.

 У страховых организаций  с развитой филиальной сетью,  а также у страховщиков, проводящих  операции перестрахования, имеется  ряд отличий в определении  налоговой базы и порядке уплаты  налогов, поэтому рассмотрение  изменений в налогообложении  на примере этих трех типов  страховых организаций представляет  большой интерес.

Налоговая база страховых  организаций при переходе на уплату налога на прибыль по страховой деятельности в целом снизилась. Уменьшение налоговой  базы больше там, где агенты - штатные работники. Сумма налогов при обложении прибыли страховщика по сравнению с налогами, уплачивавшимися при налогообложении доходов, в целом увеличилась по страховым организациям. Это объясняется тем, что ставка налога на прибыль больше ставки налога на доходы на 7 пунктов и на страховые организации при переходе на уплату налога на прибыль стал распространяться налог на превышение оплаты труда. Наибольшее значение последнего налога у страховой организации второго типа, несколько меньше у третьего типа, а организация первого типа из-за большого количества страховых агентов вообще не уплачивала этот налог.

Снижение налоговой базы произошло из-за того, что, во-первых, затраты на оплату труда штатным  сотрудникам стали относиться на себестоимость страховых услуг  и исключаться из налоговой базы налога на прибыль, во-вторых, страховые  организации перешли на формирование технических резервов по методике Росстрахнадзора  вместо прежнего нормативного метода формирования. Наибольшие затраты на комиссионные вознаграждения агентам  складываются по видам страхования  иным, чем страхование жизни в  силу специфики данного вида. При  выдаче лицензии для расчета налога на прибыль не учитываются нормативы  расходов на ведение дела, предусмотренные  в структуре тарифной ставки, утвержденной Росстрахнадзором. Следовательно, затратьте  комиссионным расходам в полном размере  относятся на себестоимость страховых  услуг. По страхованию жизни существуют определенные объективные рамки, из-за чего невозможно увеличить комиссионные вознаграждения, поскольку выплаты  производятся каждому застрахованному  приблизительно в том же размере, что и уплачиваются страховые  взносы. При долгосрочном страховании  жизни существуют две ставки комиссионных вознаграждений: высокая - за заключение договора страхования и более  низкая - за регулярную инкассацию взносов. Комиссионные вознаграждения по имущественному страхованию обычно уплачиваются единовременно, поэтому они превышают комиссионные вознаграждения, выплачиваемые по страхованию  жизни.

В дальнейшем немаловажным фактором уменьшения поступлений в  бюджет от страховых организаций  сумм налога на прибыль стали следующие  обстоятельства. Обязательства страховщика  по договорам страхования жизни  рассчитываются с учетом нормы доходности, используемой страховщиками при  расчете страховых тарифов и  согласованной с Росстрахнадзором. Следовательно, при формировании страховых  резервов по страхованию жизни должна быть применена норма доходности в соответствии с вариантом страховой  выплаты, предусмотренным договором  страхования, независимо от фактического обеспечения доходности от инвестирования средств страховых резервов по страхованию  жизни.

Страховщик обязан выполнить  принятые по договору обязательства, используя  для этих целей весь полученный доход  и свое имущество, включая собственные  средства страховой организации. При  необеспечении необходимой доходности от инвестирования средств страховых  резервов страховые выплаты могут  производиться за счет других видов  страхования. При этом важно, чтобы, в конечном счете, страховщиком были соблюдены нормативные соотношения  между активами и принятыми страховыми обязательствами в целом, т.е. обеспечена платежеспособность.

Таким образом, страховые  выплаты по страхованию жизни  покрывались за счет других видов  страхования. Наблюдались даже случаи, когда внереализационные расходы  превышали доходы по данным операциям. При старой системе налогообложения  страховая организация по иной деятельности имела бы убыток, который не уменьшал бы налоговую базу налога на доходы. Валовая же прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного  имущества предприятия и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям. При этом конечный финансовый результат  деятельности страховых организаций (прибыль или убыток) определяется как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями  от иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим  законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг) в соответствии с Положением № 491.

 С каждым годом все  больший размах получает проведение  страхования жизни, о чем свидетельствует  рост доли данного вида страхования.  Законодательным прессингом было  сведено к минимуму возвратное  страхование, позволявшее предприятиям  перекачивать заработную плату  своим работникам через страховые  организации. Привлекательность  возвратного страхования резко  сократилась. Однако страховщики  нашли иной способ минимизации  налога. Они стали проводить страхование  жизни с выплатой ежемесячных  рент, аннуитетов без предварительного  получения денег, а используя  различные вексельные схемы.

Введение механизма отнесения  на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по добровольному страхованию  по специальному перечню в размере 1%, а затем по некоторым видам  с 1 июля 2000 г. до 2% от стоимости продукции  видоизменило структуру страхового портфеля страховых организаций. Страховщики  стали проводить классические виды страхования, где более объективно просчитаны страховые тарифы, в том  числе и комиссионные вознаграждения агентам. Возросла доля страховых выплат. Увеличение страховых выплат уменьшает  базу налога на прибыль, что сокращает  начисляемую и поступающую сумму  налогов. Хотя темп налоговых поступлений  по страховым организациям неукоснительно растет, но он отстает от темпа поступлений  страховых взносов в целом.

Исключение из перечня  добровольных видов страхования, по которым можно относить затраты  на себестоимость продукции (работ, услуг), а также затрат по страхованию  жизни, и включение затрат по пенсионному  обеспечению у пенсионных фондов может резко видоизменить структуру  страхового портфеля страховщиков. В  конечном результате произойдет «перекачка»  денег из страхования жизни в  пенсионные фонды, у которых законодательно не прописаны многие вопросы. Таким  образом, страхование жизни, имея большую  социальную значимость, может быть сведено на нет из-за вышеперечисленных  причин. Порядок и размер затрат по страхованию жизни и пенсионному страхованию должны быть идентичными. С 2002 г. с введением в действие 25 главы Налогового кодекса «Налог на прибыль» изменен данный порядок, о чем подробней будет рассмотрено дальше.

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие  отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление части налога на прибыль  в доходы бюджетов субъектов Российской Федераций по месту нахождения указанных  структурных подразделений производилось  головной организацией, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные  подразделения и определяемой пропорционально  их среднесписочной численности (фонду  оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2000 г. установлен единый порядок для всех филиалов: как имеющих отдельный баланс и расчетный счет, так и не имеющих  баланса. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог на прибыль по месту нахождения филиала (или поручает это ему) пропорционально  численности филиала и основных средств, находящихся на территории филиала. Анализ данного порядка  уплаты налогов по месту нахождения филиалов дан в следующей главе. При этом сумма налога по указанным  предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия  и структурные подразделения.

Информация о работе Налог на прибыль страховых организаций