Налоги физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Объект налогообложения, кроме  того, наряду с другим элементом  налогового состава - ставкой налога, определяет также и объем налоговой  обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем  значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь  выражает один из существенных признаков  налогов (или принципов налогообложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая  база  
2.1. Общие положения налогового права в РФ

 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие:

- обязательность;

- индивидуальная безвозмездность;

- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные  нормы имеют определенные специфические  признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту  совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или  даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

Элементы налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

В необходимых случаях  при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ).

Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

В налоговом законодательстве предусматриваются определенные права  и обязанности субъектов налоговых  правоотношений.

Законодатель предусматривает  факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня  его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло  три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  статьями гл. 16 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению  с размером, установленным соответствующей  статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. При наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112, размер штрафа увеличивается на 100%.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

В случае нарушения налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом  органе при отсутствии признаков  налогового правонарушения взыскивается штраф в размере 5 тысяч рублей. Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе влечет взыскание штрафа в  размере 10% от доходов, полученных в  течение указанного времени в  результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой  налогов, устанавливая права и обязанности  субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных  мер государственного принуждения  в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих  обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т.е. применяются различные виды юридической ответственности. Для  наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение  налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

- противоправного поведения;

- вреда (ущерба);

- причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);

- вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ в ст. 116-127 установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

Согласно Федеральному закону от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ст. 198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды" предусматривает наказание:

1) лишение свободы на срок до двух лет;

2) лишение свободы на срок до пяти лет.

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности  постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, а также устанавливать особенности  учета иностранных организаций.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического  лица в налоговом органе по месту  нахождения принадлежащего им недвижимого  имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет в налоговых  органах физических лиц, не относящихся  к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом  по месту жительства физического  лица на основе информации, предоставляемой  органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

В случае возникновения у  налогоплательщиков затруднений с  определением места постановки на учет решение на основе представленных ими  данных принимается налоговым органом. Налоговые органы на основе имеющихся  данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Получение доходов в натуральной форме

 

Доход в натуральной форме  облагается НДФЛ на общих основаниях. Однако с некоторых доходов натуральной  форме невозможно удержать НДФЛ, так  как нельзя посчитать экономическую  выгоду. полученную каждым сотрудником. Доход в натуральной форме  облагаются НДФЛ на общих основаниях. Однако с некоторых доходов натуральной  форме невозможно удержать НДФЛ, так  как нельзя посчитать экономическую  выгоду. полученную каждым сотрудником.

Согласно статьи 211 НК РФ к доходам, полученным в натуральной  форме,  относятся:  стоимость товаров, работ и услуг, которая организация полностью или частично оплачивает за своих сотрудников (например, оплата коммунальных услуг,  питания и медицинского обслуживания), стоимость подарков более 4000 руб. а также заработная плата, выплаченная в натуральной форме. Доходы, выплаченные в натуральной форме, облагаются НДФЛ только в случае выплаты только организациями и индивидуальными предпринимателями.   Поэтому при получении дохода в натуральной форме от физического  лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем,  обязанности по уплате НДФЛ не возникает. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме определяется как стоимость товаров, работ, услуг и иного имущества, определяемая исходя из рыночных цен. Если налогоплательщик частично оплатил стоимость товаров, работ и услуг, то налогооблагаемый доход уменьшается. При этом налогооблагаемый доход уменьшается на сумму частичной оплаты товаров, работ и услуг, произведенный за счет физического лица.

Налоговая база при  получении дохода в натуральной  форме

=

Цена товаров, работ, услуг и иного имущества

-

Сумма частичной  оплаты физическим лицом


Важно отметить, что доходы в натуральной форме признаются доходом только в том случае если они приносят физическому лицу экономическую  выгоду. Например, оплата работодателем  служебных поездок в том числе  на такси не несет для физического  лица никакой экономической выгоды, поскольку работник действует в  интересах работодателя. А как  быть в тех случаях когда экономическую  выгоду каждого сотрудника невозможно определить . Например, предприятие  для своих сотрудников оплатило «корпоратив» по случаю празднования Нового года.  Допустим расходы на питание на каждого сотрудника еще можно как – то определить. А как определить какую экономическую выгоду получил каждый сотрудник от развлекательных мероприятий? Поэтому если у организации или индивидуального предпринимателя нет возможности определить экономическую выгоду на каждого сотрудника от проведенного мероприятия, то и не будет основания для удержания НДФЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Налоговые  льготы и вычеты  
3.1 Стандартные налоговые вычеты

 

Порядок расчета и выплаты  стандартных налоговых вычетов  по ндфл регулирует статья 218 НК РФ. Стандартные вычеты распространяются на граждан с детьми, ивалидов, военослужащих. Подбробнее о предоставлении стандартных налоговых вычетов ндфл в 2012 году, а так же: образец заявления, коды стандартных вычетов, размеры стандартных вычетов на ребенка вы найдете в этой статье.

Налоговая база по НДФЛ уменьшается  на величину стандартных налоговых  вычетов:

01.Стандартный вычет на  ребенка в 2012 году:

  • на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей
  • каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

Вычет на детей действует  до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей.

  • Вычет на первого ребенка (код 114) в 2012 году составит 1400 рублей;
  • На второго ребенка (код 115) – 1 400 рублей;
  • Вычет на третьего ребенка (код 116) в 2012 году составит 3000 рублей;
  • Вычет на ребенка-инвалида (код 117) – 3000 руб.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка: в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося  очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Налоговый вычет может  предоставляться в двойном размере  одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления  об отказе одного из родителей от получения  налогового вычета.

02.В размере 3000 рублей  за каждый месяц для лиц:

  • получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"
  • ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
  • участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года
  • участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия
  • участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны
  • участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года
  • участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ
  • инвалидов Великой Отечественной войны
  • инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих

Информация о работе Налоги физических лиц