Налоги и их роль в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Курсовик роль налогов....docx

— 76.26 Кб (Скачать файл)

2 местных налога:

*земельный налог;

*налог на имущество физических  лиц

Все налоги содержат следующие элементы:

· объект налога - это имущество  или доход, подлежащие обложению;

· субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое  лицо;

· источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

· ставка налога - величина налога с  единицы объекта налога;

· налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

Налоговая система РФ функционирует на основании Налогового кодекса РФ и состоит из следующих элементов:

1. системы налоговых органов

2. системы и принципов налогового  законодательства

3. совокупности принципов налоговой  политики

4. порядка распределения налогов  по бюджету

5. форм и методов налогового  контроля

6. порядка и условий налогового  контроля

7. подхода к решению проблемы  двойного обложения

Приняты следующие принципы организации  налоговой системы РФ: единой налоговой  системы, подвижности, стабильности, множественности  налогов, исчерпывающего перечня территориальных  налогов.

 

 

 

 

2. Роль налогов в формировании бюджета государства

2.1 Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм - это система  налогово-бюджетных взаимоотношений  органов власти и управления различных  уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений  на базе специально организованных бюджетно-налоговых  связей.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о  распределении и перераспределении  расходов и доходов на основе сочетания  централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и  местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром  доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном  распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых)  полномочий;

2) разграничение расходных полномочий;

3) выравнивание бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма  предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному  за данным уровнем государственной  власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между  расходными полномочиями и доходными  возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам.

Для России в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

Бюджетная система в первую очередь  определяется действующим государственным  устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два  звена: государственный бюджет и  многочисленные местные бюджеты. В  федеративных же государствах, каковым  является Россия, бюджетная система  состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ (83 бюджета: 21 республиканский бюджет, 9 краевых  и 46 областных бюджетов, 4 окружных  бюджета автономных округов, бюджет  автономной Еврейской области,  городские бюджеты Москвы и  Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты (около 29000 городских, районных, поселковых  и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней  образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и  свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области  может быть представлен в виде следующей схемы:

Консолидированный бюджет области




 


 

3.Бюджеты районов области




 

1.Областной             бюджет




2.Бюджеты  городов областного подчинения, в т.ч. областного центра




2.1.Городские  бюджеты




3.3.Сельские  поселковые и пр. бюджеты




3.2.Бюджеты  городов районного подчинения




3.1.Районные  бюджеты




3.3.Сельские  поселковые и пр. бюджеты




3.2.Бюджеты  городов районного подчинения




3.1.Районные  бюджеты




2.3.Бюджеты  городских районов




 

 

 

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения определяются, как отношения  между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ в  местные бюджеты. Так же, можно  сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм, основу которого составляет разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

Рассмотрим федеральные налоги.

Налоговые доходы федерального бюджета: налог на прибыль организаций (100%), налог на добавленную стоимость (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (100%), акцизы на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на табачную продукцию (100%), акцизы на автомобили легковые и мотоциклы (100%), акцизов по подакцизным товарам и продукции (100%), налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (100%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (20%), водный налог (100%), государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной) (100%).

Ставки федеральных налогов  и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России, изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Неналоговые доходы федерального бюджета: доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации, доходы от платных услуг, оказываемых  федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий (100%), часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, лицензионные сборы (100%), таможенные пошлины и таможенные сборы (100%), плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (100%), плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (100%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (20%), консульские сборы (100%), патентные пошлины (100%), плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (100%), сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (100%), а также прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Данные свидетельствуют, что 84,3% всех доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы. Большую долю в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость, неналоговые доходы составляют лишь 7% от общей суммы доходов. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: налог на имущество организаций (100%), налог на игорный бизнес (100%), транспортный налог (100%).

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, в том числе  предусмотренных специальными налоговыми режимами: налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (100%), налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (80%), налог на доходы физических лиц (70%), налог на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизов на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на алкогольную продукцию (100%), акцизы на пиво (100%), налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (5%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (80%), сборы за пользование объектами животного мира (100%), и т.д.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации  относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов (100%), доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ, части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, платы за негативное воздействие на окружающую среду (40%), плата за использование лесов (100%), декларационный платеж (100%), доходы от передачи в аренду земельных участков (20%), доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (20%), и т.д.

Информация о работе Налоги и их роль в экономике государства