Налоги и их роль в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Курсовик роль налогов....docx

— 76.26 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный  бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. На местные  органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий  по социальному обслуживанию населения  в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Налоговыми доходами бюджетов поселений являются: земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).

В бюджеты поселений зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов: налог на доходы физических лиц (10%), единый сельскохозяйственный налог (35%), государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (100%).

Налоговыми доходами муниципальных  районов являются: земельный налог, взимаемого на межселенных территориях (100%), налог на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (100%).

В бюджеты муниципальных районов  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов: налог на доходы физических лиц (20%), налог на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (30%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (100%), единый сельскохозяйственный налог (35%), единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях (70%), государственная пошлина (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) (100%), по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), и т.д.

Налоговыми доходами бюджетов городских  округов являются: земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).

В бюджеты городских округов  зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов: налог на доходы физических лиц (30%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (100%), единый сельскохозяйственный налог (70%), государственная пошлина.

Неналоговыми  доходами местных бюджетов является: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности (100%), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно сложна, как сложны и  все ее составляющие: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты. Федеральный  бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое распределение доходов  между социальными группами, между  регионами. Территориальные же бюджеты  способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного  ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных  уровней и четкого, справедливого  баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о  стабильной, быстрорастущей экономике и эффективной бюджетной политике.

2.2 Формирование бюджета  государства

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и частично доходы населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение  государственного долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов и др.

Основными функциями бюджета  являются:

-перераспределение национального  дохода и ВВП. Через этот  бюджет перераспределяется около  30% ВВП. Бюджет широко используется  для межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов  с учетом требований наиболее  рационального размещения производительных  сил, подъема экономики и культуры  на всей территории России, включая  республики, края, области.

- государственное регулирование  и стимулирование экономики. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.

- финансовое обеспечение  социальной политики. В социальной  политике приоритеты – поддержка  наименее защищенных слоев населения  (пенсионеров, инвалидов, студентов,  малообеспеченных семей), а также  функционирование учреждений здравоохранения,  образования и культуры.

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

По своей внешней форме  Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев  хозяйства, регламентирует на текущий  период их финансовые взаимоотношения  с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих  организаций прогнозируются платежи  в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные  ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных  учреждений, которые, являясь плательщиками  налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного  финансового плана государства  Федеральный бюджет материализуется  – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Доходы бюджета делятся:

1.Текущие, которые подразделяются на налогооблагаемые и не налогооблагаемые.

Под налогооблагаемыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные и безвозвратные  платежи в пользу бюджета, которым  кроме налогов относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение  налогового законодательства.

К не налогооблагаемым доходам относятся  доходы от использования имущества; доходы от ценных бумаг, штрафы и пени, взимание которых не связано с  нарушением налогового законодательства; доходы от продажи излишнего имущества, а также конфискованных товаров.

2. К капитальным относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений, на покупку оборудования.

Кроме вышеуказанных текущих и  капитальных доходов существуют еще - гранты. Под грантами понимается безвозмездные перечисления иностранных  государств или международных организации  для поддержки бюджета или  на цели связанные с реализацией  свои функций.

Государство формирует соответствующую  налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования финансовой системе страны.

Переход к рыночной системе потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы  и бюджетной политики.

Основными источниками доходов  бюджета является:

1. Обязательные платежи

2. Плата за пользование государственного  имущества

3. Привлеченные ресурсы в форме  государственных займов, доходов  от реализации ценных бумаг,  лотерей.

Обязательные платежи, в свою очередь, представлены следующими группами:

1. обязательные платежи, которые  регулируются нормами налогового  законодательства и включены в налоговую систему;

2. обязательные платежи, которые  регулируются нормами не налогового  законодательства и не включены в налоговую систему;

3. обязательные платежи в форме  разовых изъятий, взимаемые в  чрезвычайных ситуациях и в  качестве наказаний. 

Особенность реформирования экономики  в России такова, что налоги и  налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных  интересов, но и об обеспечении конституционных  прав и законных интересов каждого  налогоплательщика.

 

2.3 Доходы проекта федерального бюджета

 

В настоящее  время, аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно  отметить, что именно за счет налоговых  поступлений государству удается  удовлетворить различные потребности  его граждан.

В условиях рыночной экономики все виды налогов  на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть  доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.

Проектом федерального закона «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены  нормативы зачисления этих платежей в федеральный бюджет.

Рассмотрим  некоторые расчеты доходов федерального бюджета

1. Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2008 - 2012 годах (с учетом налога на прибыль организаций с доходов, полученных виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам), приведена в следующей таблице.

 

 

 

Уточненная оценка 2009 года

Прогноз 2010 года

2010г. к уточненной оценке 2009г.

Прогноз 2011 года

2011г. к 2010г.

Прогноз 2012 года

2012г. к 2011г.

2012г. к уточненной оценке 2009г.

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Налог на прибыль

 

165,7

 

214,7

 

49,1

 

129,6

 

219,5

 

4,8

 

102,2

 

231,6

 

12,1

 

105,5

 

65,9

 

139,8

Доля в доходах федерального бюджета, %

 

 

2,5

 

 

3,1

   

 

 

2,9

   

 

 

2,9

       

 

 

 

 

Согласно данным Федеральной налоговой  службы, в 2008 году уровень собираемости налога на прибыль составил 98,6 %, в  первом полугодии 2009 года - 83,4 %. В представленных расчетах значение указанного показателя принято на все годы прогнозного  периода на уровне 95,9 %. В материалах, представленных одновременно с законопроектом, доходы от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, предусмотрены на 2010 год в размере 19,0 млрд. рублей. В связи с принятием решения по замене единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы от уплаты ЕСН в 2010 году формируются за счет взимания задолженности по налогу, доплат по уточненным расчетам за предыдущие периоды. Доходы от уплаты ЕСН в 2011 и 2012 годах не прогнозируются.

2.Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах приведена в следующей таблице.

Информация о работе Налоги и их роль в экономике государства