Налоги и их роль в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Курсовик роль налогов....docx

— 76.26 Кб (Скачать файл)
 

Уточненная оценка 2009 года

Прогноз 2010 года

2010г. к уточненной оценке 2009г.

Прогноз 2011 года

2011г. к 2010г.

Прогноз 2012 года

2012г. к 2011г.

2012г. к уточненной оценке 2009г.

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Налог на добавленную стоимость на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ

 

 

 

 

1076,4

 

 

 

 

1240

 

 

 

 

163,6

 

 

 

 

115,2

 

 

 

 

1457,7

 

 

 

 

217,7

 

 

 

 

117,6

 

 

 

 

1667

 

 

 

 

209,3

 

 

 

 

114,4

 

 

 

 

590,6

 

 

 

 

154,9

Доля в доходах федерального бюджета, %

 

 

16,0

 

 

17,8

 

   

 

 

19,6

   

 

 

20,7

       

В расчетах поступлений в федеральный  бюджет налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, доля налоговых вычетов в сумме  налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, планируется в 2010 году в  размере 92,79%, в 2011 и 2012 годах - 92,4% и 92,24% соответственно. Согласно фактическим  данным за январь - июль 2009 год значение указанного показателя составляло 93,23 %. В последние годы сложилась тенденция снижения доли налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в общих доходах федерального бюджета. В 2008 году она сократилась по сравнению с 2004 годом с 21,8 % до 10,8%. Согласно материалам, представленным одновременно с законопроектом, доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в общих доходах федерального бюджета прогнозируется в 2010 году в размере 17,8 %, в 2011 и 2012 годах - 19,6 % и 20,7 % соответственно. Одной из причин, препятствующих эффективному администрированию налога на добавленную стоимость, является неурегулированность вопросов государственной регистрации юридических лиц, что позволяет создавать фирмы-однодневки, регистрировать несколько организаций на одно и то же лицо либо по одному адресу.

3.Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2008 - 2012 годах приведена в следующей таблице.

 

Уточненная оценка 2009 года

Прогноз 2010 года

2010г. к уточненной оценке 2009г.

Прогноз 2011 года

2011г. к 2010г.

Прогноз 2012 года

2012г. к 2011г.

2012г. к уточненной оценке 2009г.

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

 

 

 

 

 

81,5

 

 

 

 

 

108,1

 

 

 

 

 

26,7

 

 

 

 

 

132,8

 

 

 

 

 

131,6

 

 

 

 

 

23,4

 

 

 

 

 

121,7

 

 

 

 

 

161,1

 

 

 

 

 

29,5

 

 

 

 

 

122,4

 

 

 

 

 

79,6

 

 

 

 

 

197,7

Доля в доходах федерального бюджета, %

 

 

1,2

 

 

1,6

 

 

 

 

 

1,8

   

 

 

2,0

       

Значительное увеличение поступлений  акцизов в 2010 году (на 32,8 %) по сравнению  с уточненной оценкой 2009 года обусловлено  индексацией специфических ставок акцизов на табачную продукцию, повышением средней розничной цены на сигареты и папиросы, а также незначительным ростом облагаемых объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов.

4.Динамика доходов от уплаты государственной пошлины в 2008 - 2012 годах приведена в таблице.

 

Уточненная оценка 2009 года

Прогноз 2010 года

2010г. к уточненной оценке 2009г.

Прогноз 2011 года

2011г. к 2010г.

Прогноз 2012 года

2012г. к 2011г.

2012г. к уточненной оценке 2009г.

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Млрд руб.

%

Государственная пошлина

 

31,2

 

57,0

 

25,7

 

182,5

 

57,2

 

0,2

 

100,3

 

57,7

 

0,5

 

100,9

 

26,5

 

184,8

Доля в доходах федерального бюджета, %

 

 

0,5

 

 

0,8

   

 

 

0,8

   

 

 

0,7

       

 

Прогнозируемый значительный рост доходов от уплаты государственной  пошлины в 2010 году по сравнению с  уточненной оценкой 2009 года (на 25,7 млрд. рублей, или более чем в 1,8 раза) обусловлен в основном предполагаемым повышением размеров государственной  пошлины за совершение юридически значимых действий.

 

2.4 Поступления в бюджет Российской Федерации в 2011 году

     В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.  (Приложение 1).

     Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%. (Приложение 2).

      Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг. приведена на графике.     (Приложение 3).

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Приложение 3).

Из общей суммы поступления  в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9%больше, чем в 2010 году. (Приложение 3).

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Приложение 3)

Из общей суммы 2011 года поступления  в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  –372,1 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Приложение 3)

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в2010 году. (Приложение 3). Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.

Налога на имущество  физических лиц в2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010году.

Снижение поступлений обусловлено  изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления  налога на имущество физических лиц  в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых  обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться  не позднее 1 ноября 2012 года.

Налога на имущество  организаций в2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.

Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18%всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд.рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году. (Приложение 4).

В общей  сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль – 8%. (Приложение 5). 
 
         В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году. Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась. (Приложение 6).

 

 

 

 

3. Основные направления  налоговой политики в области  федеральных налогов.

3.1 Меры антикризисной  налоговой политики

Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Помимо решения задач в области  бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в  среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать  во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать  ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном  порядке были внесены целый ряд  уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой  политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в  области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки  для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы  для экономического роста с помощью  мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики  или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной  поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для  бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному  отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие  годы антикризисные меры будут реализовываться  путем осуществления бюджетной  политики.

Информация о работе Налоги и их роль в экономике государства