Налоги и их роль в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:12, реферат

Описание работы

Цель работы показать роль налогов в государственном управлении экономикой. Для этого:
-дана характеристика сущности и функций налогов;
-показаны инструменты налоговой системы для государственного регулирования экономики;
-охарактеризована современная налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Налоги и их роль в системе государственного управления.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Налоги и их роль в  системе государственного управления

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, поскольку развитие государства, изменение его строя, форм управления всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Современное общество всегда отождествляет налоги с основным источником доходов государства. В настоящее время практически осуществлен переход России к рыночным методам управления, в которых реализовывать прежние возможности прямого  воздействия государства на экономику становится невозможным и в этих изменяющихся условиях налоги выступают как один из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Они позволяют решать различные задачи: стимулировать производство, инвестиции, сглаживать социальную дифференциацию по доходам различных слоев населения и т.д. В соответствии с ст.57 Конституции РФ и налоговым кодексом каждый обязан платить законно установленные налоги.

Цель  работы показать роль налогов  в государственном управлении экономикой. Для этого:

-дана характеристика сущности и функций налогов;

-показаны инструменты налоговой  системы для государственного  регулирования экономики;

-охарактеризована современная  налоговая политика как инструмент  государственного регулирования  экономики.

В работе использованы: Налоговый Кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, учебники по налогам и финансам, статьи в периодических изданиях на данную тему.

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Одним из важнейших условий  функционирования государства и  развития общества являются налоги. Возникновение налогов, как взносов граждан на содержание власти, связано с тем временем, когда общество разделилось на классы и появилось государство.

Обществу для реализации своих функций  по решению вопросов в удовлетворении потребностей граждан необходимы определенные средства и собрать их возможно только посредством установления налогов. Поэтому еще ни одно в мире государство не обходилось без налогов. Таким образом, при определении минимального размера налогового бремени необходимо исходить из суммы, требующейся на расходы государства по минимуму функций (управление, оборона, суд, охрана порядка). При увеличении числа функций возникает необходимость и в увеличении сумм собираемых налогов.

Такие термины как  налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение в любом государстве занимают ведущие позиции для постоянного обсуждения, но однако далеко не все, кто так или иначе высказывает свои мнения о налогах, имеют глубокие понятия о их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

На современном этапе  для России, проводящей политику множественных  реформ, актуально становится  высказывание достаточно редко цитируемого сейчас великого экономиста К. Маркса, что  налоги являются воплощением экономического выражения существования государства.

Впервые исследование экономической  сущности налогов было проведено  в работах английского экономиста Д. Риккардо. По его мнению, налоги –  это составляющая часть продукта и труда страны, поступающая  в  распоряжение правительства. Уплата налогов производится  из капитала или из дохода страны. Таким образом, насчет экономической сущности налогов можно сказать, что она опосредуется как денежные отношения, которые складываются между государством и  юридическими и физическими лицами. Назначение этих денежных отношений в мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Исходя из этого, налог следует рассматривать как экономическую категорию с характерными для нее фискальной и экономической функциями. Первая участвует в формировании бюджетного фонда, а вторая способствует влиянию государства на производство, с целью стимулирования или сдерживания его развития, а так же усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налог перестает быть налогом без соблюдения такого понятия как «справедливость». Такое понятие внес в определение налога А. Смит. Не соблюдая справедливость, налог становится  штрафом, которые накладывает государство или взимание налога осуществляется на грани  вымогательства и  грабежа.

Таким образом, налог  представляет собой  движение денежных средств от налогоплательщика  к  государству и ставит перед собой  цель накопление денежного фонда, который  используется государством для необходимых  функций. Условием действия налога является соблюдение конкретных принципов, которые должны обеспечивать справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффективности взимания налогов.

Определенный вклад  в теорию налогов внесли ученые-экономисты А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по определению Н. Тургенева, «налоги суть средства к  достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем  в общество, или при составлении  государств»1.

А. Тривус   считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента». Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной  властью с отдельных хозяйствующих  лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической  политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

В специальной экономической  литературе можно встретить и  другие утверждения сущности налогов.  

Так, например, доктор экономических  наук Д. Черник определяет сущность налогов  как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса»2.  

По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическая сущность налогов заключается в следующем. « Обществом производятся конкретные товары и оказываются определенные услуги.  Процесс производства товаров подразумевает действие механизма рыночной цены, когда и происходит формирование доходов хозяйствующих субъектов. Данные доходы в свое части, изымаемой государством, составляют доходную часть бюджета. Распределение совокупного дохода общества между его создателями и государством происходит через налоги. Валовой внутренний продукт представляет собой общую стоимость всех товаров и услуг, которые произведены за год на территории страны (исключая ресурсы, использованные на производство). Определенная часть ВВП изымается государством в свою пользу для формирования бюджета. В этом и заключается экономическая сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства»3.

Выделяют две главные функции  налогов:

1.Фискальная функция. Данная функция характеризует общественное предназначение налогов, которое заключается в  формировании за счет налоговых поступлений  доходов бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов. Данная функция осуществляется  посредством добровольного исполнения налоговой обязанности и налогового контроля (контрольная подфункция);

2. Социальная функция является рычагом общественного управления. Содержание данной функции заключается в  перераспределении национального дохода (регулирующая подфункция), налоговое стимулирование социально-экономического развития (стимулирующая подфункция) и контроль за эффективностью функционирования налоговой системы (контрольная подфункция).

Наиболее полная реализация социальной функции происходит в  условиях социального  государства, с направлением политики  на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (пункт 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). 

Так же существует   стимулирующая функция налогов.  Налоги являются основным инструментом с помощью которых (ставок, льгот, санкций) осуществляется стимулирование государством технического процесса и развития производства. Развитие технического прогресса происходит путем освобождения от налогов сумм прибыли, посредством которой потом расширяется производство, закупается новое оборудование, открываются рабочие места.

Еще одной функцией является  распределительная, или, вернее, перераспределительная функция налогов. Налоги являются инструментом аккумулирования средств  в  госyдарственном бюджете, для последующего направления этих средств на решение важнейших для общества проблем, к которым относятся проблемы экономики, социальные проблемы, финансирование в рамках важнейших целевых программ. 

Налоги помогают государству  перераспределять часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  а так же с помощью налогов перераспределяются доходов граждан. Перераспределяемые средства направляются на  развитие  производственной  и социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окyпаемости затрат4.

Налоговая система РФ  является совокупностью организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Структура налоговой системы состоит из трех звеньев: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы (рис.1.).

Рис.1 Налоги налоговой системы 5

 

В Налоговом Кодексе  РФ дано следующее понятие налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований6.

«Единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов составляют  Налоговые органы»7.

2 ОСНОВНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИКОЙ

 

Приоритетной задачей на 2014-2016 гг. для Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По- мимо поддержки инвестиций речь также идет о развитии человеческого капитала, повышении предпринимательской активности и международной конкурентоспособности, создании комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков.

Используя такие инструменты, как  налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность.

Налоговые ставки.

Одна из обязательных составляющих налога - это налоговая ставка, представляющая собой размер налоговых начислений на единицу налогообложения8 в форме:

- доли от общей стоимости  объекта налогообложения, необходимой  к уплате в бюджет в виде  налога;

- размера налога, приходящегося  на единицу денежного дохода  с единицы измерения величины  объекта налогообложения (количество  товара, вес, площадь земельного участка и пр.).

Если налог предусматривает  взимание с доходов налогоплательщика  в денежной форме, то размер налоговой  ставки – это определенный процент  с облагаемого налогом дохода. Некоторые ставки налога устанавливаются в виде денежной суммы, которая приходится на конкретный объект (например, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей) либо на показатель, характеризующий такой объект. Налоговые ставки по отдельным налогам, действующие в 2012 г. представлены в Приложении.

Следует иметь в виду, что крайне важное значение имеет не только ставка определенного налога, но и объект налогообложения к которому применяется эта ставка.

Например, в  результате внесения изменений в  объекты налогообложения начиная  с 2013 года снизились затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование. Проводилась работа по упрощению налогового учета и его сближению с бухгалтерским учетом. В частности, выявлены области, в которых устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учета, нецелесообразно. Система налогового учета должна быть в результате реализации предложенных мер более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета.

Налоговые льготы

Льготами по налогам  и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере9.

Государство регулирует экономику  не только предоставлением  налогоплательщикам налоговых льгот, но и с освобождением от налогообложения  отдельных операций и оборотов, освобождение в ряде случаев от обязанностей налогоплательщика отдельных организаций, исключением из налоговой базы определенных сумм, применением пониженной ставки налога и многими другими операциями.

Информация о работе Налоги и их роль в системе государственного управления