Налоги и их роль в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 19:12, реферат

Описание работы

Цель работы показать роль налогов в государственном управлении экономикой. Для этого:
-дана характеристика сущности и функций налогов;
-показаны инструменты налоговой системы для государственного регулирования экономики;
-охарактеризована современная налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Налоги и их роль в системе государственного управления.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Расчеты показывают, что  общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС налогов и сборов10.

Как нам представляется, такая категория, как налоговые льготы, относится к общим принципам налогообложения. Эта категория нашла отражение и в первой части НК РФ (пункт 2 статьи 17), что вполне корректно, и в виде отдельных статей второй части НК РФ, что не вполне корректно. Ведь в такой большой стране, как Россия предусмотреть все варианты возможных льгот очень сложно. Основные характеристики социально-экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации сильно разнятся между собой. Так, существуют и субъекты-доноры, и дотационные субъекты, и высоко дотационные субъекты - валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 2010 г. отличался в своих крайних значениях в 43 раза. Например, на уровне субъекта Российской Федерации и муниципалитетов по региональным и местным налогам на имущество может быть предоставлено как минимум 172 льготы. На самом же деле льгот больше. Так, Кировской области льготы только по транспортному налогу насчитывают более 10 позиций11. Такое обилие числа льгот находится вне возможностей сколько-нибудь эффективного их мониторинга и управления. Существенно различаются и экономические потенциалы самих муниципальных образований. Так, только в Астраханской области, в которой насчитываются 177 сельских образований, в том же году доходы в год на человека и Хуторском сельсовете и в Степновском сельсовете различались более чем в 1 000 раз, а разница в доходах людей  - более чем в 15 раз12.

К примеру, в НК РФ, скажем, по земельному налогу приведено 9 позиций налоговых  льгот, а в аналогичном законе г. Москвы - уже 18 позиций.

Если учитывать местные  налоговые льготы, представленные в  НК РФ и Законе о налоге на имущество  физических лиц, то многообразие вариантов  льгот превышает 530 тысяч позиций. Такое обилие числа льгот находится  вне возможностей сколько-нибудь эффективного их мониторинга и управления

Например, проведем мониторинг льгот  по налогу на имущество организаций. В среднем по России льготы по налогу на имущество организаций в  2011 г. – 30% от общей суммы соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты; льготы по транспортному налогу-9 %(таблица 1).

Таблица 1- Рейтинг регионов по льготам по налогам на имущество организаций, транспортному налогу в общей сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2011 году13

Место

Субъект Российской Федерации

Поступление региональных налогов и сборов в расчете  на 1 занятого в экономике (руб.) в 2011 г.

Доля льгот по налогу на имущество организаций в общей  сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2011 г.

Доля льгот по транспортному налогу в общей сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2011 г.

 

Всего по России (по данным ФНС РФ)

9458

30%

9%

1

Вологодская область

6 253

90%

16%

2

Камчатский край

4 308

88%

*

3

Орловская область

3 503

74%

12%

81

Ханты-Мансийский автономный округ

35 136

23%

1%

83

Ненецкий автономный округ

155 798

2%

3%


 

Открывают список данного рейтинга регионы, имеющие высокие доли льгот  по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и низкие показатели по поступлениям региональных налогов и сборов (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога) в бюджеты субъектов в расчете на 1-го занятого в экономике, а закрывают, соответственно наоборот, регионы, имеющие низкие доли. Таким образом, региональные бюджеты ежегодно теряют весьма значительные суммы от предоставления налоговых льгот.

Из этого вытекает закономерная необходимость, чтобы занятость  обеспечивала экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а  использование льгот по региональным налогам и сборам носило характер эффективной оценки с целью получения максимального результата.

Оценим решения по налоговому регулированию, принятые в 2012 году.

В прошедшем периоде был принят ряд мер по реализации налогового маневра, предусматривавшего снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра и улучшения  инвестиционного климата разработана  дорожная карта, предусматривающая:

- уточнение  порядка налогообложения и выполнения  функций налогового агента российскими  организациями в отношении выплат по еврооблигациям, эмитируемым после 31.12. 2013 г.;

- введение механизма  признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных  холдингах, с учетом правил, разработанных  Организацией экономического сотрудничества  и развития (далее - ОЭСР);

- совершенствование  процедуры вычета «входного» НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения облагаемого и необлагаемого оборотов;

- введение правил  налогообложения, позволяющих учитывать  результаты транзакции для целей налогообложения исходя из их экономической сущности;

- введение института  предварительного налогового согласования;

- подготовка  предложений  по совершенствованию  негосударственных пенсионных фондов, а также стимулирование долгосрочных инвестиционных вложений физических лиц.

С 1.01.2013 вступила в действие патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая выделена в самостоятельный специальный налоговый режим. Данная система распространяется на 47 видов деятельности.

Установлены минимальные  и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося  базой для исчисления налога. Субъекты РФ вправе увеличивать их от трех до десяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.

Индивидуальным  предпринимателям, применяющим патентную  систему налогообложения, разрешено  использовать наемных работников, средняя  численность которых не должна превышать 15 человек.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» ставилась задача систематизации действующих льгот и их оценки на предмет согласованности и проблем администрирования, а также выявления тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Санкции, штрафы, пени.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.

Следует отметить, что вводя новые  налоги и повышая или понижая  ставки налогов, государство регулирует налоговую нагрузку.

По данным института экономики переходного периода, величина налоговой нагрузки на экономику России в 2000-2011 гг. почти не менялась, находясь в пределах 35,2-35,6%.

Но рост налогов и особенно взносов во внебюджетные фонды остается основным предметом острой дискуссии о целях и задачах бюджетно-налоговой политики, развернувшейся с ноября 2010 г. в России.

Следует отметить, что в России наблюдается тенденция  к минимизации налогов и сборов, а так же системе замены обязательных (налоговых) платежей на неналоговые, соответственно, на последние смещается и налоговая нагрузка. Ярким примером является замена ЕСН, продемонстрировавшего достаточно высокую эффективность, на социальные взносы, что повлекло за собой дополнительные расходы на налоговое администрирование. В результате фискальное бремя в целом увеличивается, но официально декларируемая налоговая нагрузка при этом остается неизменной или даже уменьшается.

Рост налоговой  нагрузки, стимулируя налогоплательщиков к уходу от налогов, несет в  себе существенные риски- как для налогоплательщиков, так и для государства. Так по истечении нескольких месяцев после введения социальных взносов в СМИ появились многочисленные сообщения о возобновлении практики «зарплатных» схем в российских компаниях.

Кроме того, как  свидетельствует опыт ряда стран, сокращение налогового бремени само по себе не приведет к сокращению объема теневой экономики в условиях России, где уход от налогов является национальной традицией.

3  СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

В настоящее время налоговые  инструменты государственного регулирования  экономики постоянно совершенствуются.

 В части мер налогового стимулирования в 2013-2014 гг. планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Приведем основные направления современной налоговой политики в части регулирования экономики.

1. Для обеспечения стимулов к обновлению основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций возможно исключение объектов, относящихся к движимому имуществу (машины, оборудование). Кроме того, данные мероприятия уменьшат нагрузку на плательщиков налогов и за счет упрощения порядка уплаты налога.

2. Поскольку происходит реформирование бухгалтерского учета, в перспективе предусматривается переход к определению налоговой базы по налогу на недвижимость исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Так же должен быть предусмотрен порядок  расширения полномочий субъектов Российской Федерации по установлению налоговой ставки.

3. Следующей мерой является упрощение налогового учета. Порядок подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций можно упростить путем внесения изменений в главу 25 Налогового Кодекса, предусматривающих сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При реализации данной меры налогоплательщикам необходимо ведение непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, которые используются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.

Следует отметить, что в рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.

В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления  налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

3.  Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства так же является одним из шагов налогового регулирования экономики.

В 2013 году и плановом периоде будет продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

Так, с 1 января 2013 года введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 части второй Кодекса выделена из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» в самостоятельный специальный налоговый режим14.

Главой 26.5 Кодекса  установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.

Информация о работе Налоги и их роль в системе государственного управления