Введение ………………………………………………………………….…2
1.Теоретико-методологические
аспекты налогообложения и инвестиций……………………………………………………………………...……4
1.1.Сущность и признаки
налогообложения и инвестиций…………….….4
1.2.Виды налогообложения
и инвестиций………………………….…….…9
1.3.Функции налогообложения
и инвестиций……………………………..18
2. Анализ налогообложения
и инвестиций в РФ………………..…………22
2.1.Проблемы инвестиционного
климата в РФ…………………..……....22
2.2. Методы налоговой
нагрузки на налогоплательщика-организации…24
2.3.Влияние налогообложения
на инвестиции…………………………….26
3. Рекомендации по повышению
эффективности налогообложения
и инвестиций……………………………………………………………………..…..32
3.1. Рекомендации по повышению
эффективности использования налогообложения………………………………………………………………….32
3.2. Рекомендации по
повышению эффективности инвестиций……..…33
Заключение………………..…….………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………..37
Введение
Актуальность темы работы
состоит в том, что в рыночных условиях
хозяйствования оценка целесообразности
осуществления инвестиций приобретает
важное значение для всех хозяйствующих
субъектов, но особенно актуальной является
для субъектов новых развивающихся секторов
экономики. Эффективность инвестиционного
процесса связана с оценкой и выбором
наиболее привлекательных инвестиционных
проектов из ряда альтернативных, которые
обеспечивали бы наименьшее отвлечение
финансовых ресурсов из оборота в период
строительства, а после окончания его
- максимальную прибыль. В реальной жизни
инвестору приходится решать множество
вопросов инвестиционного характера,
связанных, например, с разделом ограниченных
инвестиционных ресурсов, многосторонней
оценкой инвестиционных проектов, причем
как с одинаковым, так и с разными сроками
реализации. Все большее значение в современных
условиях приобретает инвестиционный
рынок, где имеются разнообразные инвестиционные
проекты, которые для инвестора выступают
в качестве коммерческих предложений
с разными формами финансирования, что
оказывает существеннее влияние на налоговую
нагрузку, как в период строительства,
так и по его завершению. При этом инвестор
должен рассмотреть все проекты и принять
решение относительно выбора финансирования
наиболее привлекательных, с точки зрения
с позиции налоговой нагрузки на бизнес.
Предметом исследования в
работе являются денежные и налоговые
отношения между государством и хозяйствующими
субъектами, складывающиеся при ведении
инвестиционной деятельности.
Объектом исследования выступает
действующая система налогообложения
и ее влияние на выбор метода финансирования
инвестиционной деятельности в организациях
инвестиционного сектора экономики (промышленность
и строительство).
Цель работы состоит в теоретической
разработке методологии выбора метода
финансирования, связанных с оптимизацией
процессов налогообложения инвестиций
в организациях реального сектора экономики
на стадии строительства и окупаемости
капитальных вложений.
В соответствии с целью работы
поставлены следующие задачи теоретического
и практического характера:
1. исследовать основные
методы и механизмы инвестиционной
деятельности;
2. проанализировать существующие
классификации инвестиций по
разным признакам;
3. исследовать инвестиционную
деятельность с позиции объекта
государственного налогового регулирования
и проанализировать систему правового
регулирования налогообложения;
4. изучить сложившиеся
инвестиционные механизмы применительно
к возможности их использования
для финансирования капитальных
затрат;
5. определить проблемы
и противоречия способов инвестирования
капитальных затрат с целью
выявления резервов совершенствования
системы их финансирования;
6. выявить особенности
налогового и бухгалтерского
учета инвестиционной деятельности;
Для написания работы использованы
два одноимённых источника - "Налоги
и налогообложение" (первый принадлежит
авторскому коллективу во главе с Д.Г.
Черником, второй - М.В. Романовскому), "Бюджетная
система Российской Федерации" (автор
- М.В. Романовский)"Финансовое право
России" (под ред. Н.И. Химичевой), а также
ряд публикаций по вопросам основных положений
Налогового кодекса РФ и инвестиционной
деятельности и примеров из судебной практики.
Налогообложение инвестиционной деятельности
рассматривается на примере строительства
и частично - промышленности
- Теоретико-методологические
аспекты налогообложения и инвестиций
1.1.Сущность и признаки налогообложения
и инвестиций
Налогообложение – это совокупность
законов, правил и практических приемов,
относящихся к сбору налогов.
Налогообложение – процесс установления
и взимания налогов в стране, определение
видов, объектов величин налоговых ставок,
носителей налогов, порядка их уплаты,
круга юридических и физических лиц в
соответствии с выработанной налоговой
политикой.
Изъятие государством в свою пользу определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и есть сущность
налога.
Существует несколько признаков налогов:
С точки зрения экономической науки налоги
есть особая форма перераспределения,
узаконенное нарушение отношений собственности.
Снять это противоречие призван такой
институт, как парламент, первой функцией
которого исторически являлось санкционирование,
а позднее и установление налогов. С тех
пор существует принцип, отраженный в
конституциях большинства государств,
гласящий, что только парламент правомочен
устанавливать налоги. Таким образом,
законодательное оформление является
первым признаком налога.
Законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах состоит из Налогового
Кодекса, введенного в действие с 1 января
2004 года и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ, исполнительные органы
местного самоуправления, органы государственных
внебюджетных фондов в предусмотренных
законодательством о налогах и сборах
случаях издают нормативные правовые
акты по вопросам налогообложения, которые
не могут изменять или дополнять законодательство
о налогах и сборах.
Министерство РФ по налогам и сборам,
Министерство финансов РФ, Государственный
таможенный комитет РФ, органы государственных
внебюджетных фондов издают обязательные
для своих подразделений приказы, инструкции
и методические указания по вопросам,
связанным с налогообложением и сборами,
которые не относятся к актам законодательства
о налогах и сборах, т.е. носят рекомендательный,
методический характер и могут применяться
лишь при условии соответствия закону.
Налоги взимаются государством без какого-либо
встречного предоставления с его стороны
лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно
говорить о другой черте налога – это
индивидуально-безвозмездные платежи.
Слово «индивидуально» необходимо, так
как в широком смысле средства, полученные
с помощью налогов, все равно используются
на нужды общества, и в этом смысле налог
есть платеж возмездный. Данный признак
позволяет отличить налог от других платежей;
в частности от сборов и пошлин, которые
уплачиваются за определенное встречное
предоставление.
Наука финансового права понимает под
сбором плату за предоставление какого-либо
права (сбор за право торговли), а под пошлиной
–плату за совершение юридически значимых
действий (госпошлина за подачу искового
заявления в суд или за оформление загранпаспорта).
В Российском законодательстве не приводится
различие между налогом, сбором, пошлиной,
которые объединяются в одном слове «налоги».
Налог является обязательным платежом,
что выражается в одностороннем его установлении
и взимании при наличии объекта налогообложения
вне желания налогоплательщика. Кроме
того, его обязательность поддерживается
государственным принуждением, наличие
которого также необходимо для получения
полного представления о природе налога.
Ведь без угрозы применения государственного
принуждения налог превращается в добровольное
пожертвование.
Налог не носит характер санкции за совершенное
правонарушение, не носит характер наказания.
Этот признак позволяет отличить его от
конфискации имущества, штрафа.
Из приведенных признаков налогов выводится
определение:
Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный
платеж юридических и физических лиц,
установленный законодательным органом
власти, обеспечиваемый государственным
принуждением и не носящий характер наказания.
Сущность_инвестиций
Инвестиции - долгосрочные вложения частного
или государственного капитала в различные
отрасли национальной (внутренние инвестиции)
или зарубежной (заграничные инвестиции)
экономики с целью получения прибыли.
Подразделяются на реальные, финансовые
и интеллектуальные. Реальные (прямые)
инвестиции - вложение капитала частной
фирмой или государством в производство
какой-либо продукции. Финансовые инвестиции
- вложения в финансовые институты, т. е.
вложения в акции, облигации и другие ценные
бумаги, выпущенные частными компаниями
или государством, а также в объекты тезаврации,
банковские депозиты. Интеллектуальные
инвестиции - подготовка специалистов
на курсах, передача опыта, лицензий и
ноу-хау, совместные научные разработки
и др.
Рынок капитала имеет довольно сложную
структуру, и его деятельность обеспечивается
с помощью самых различных денежных инструментов
и организаций. Но во всех случаях мы имеет
дело с денежных средств владельцами сбережений
и покупкой этих средств коммерческими
фирмами, гражданами или государством.
Поэтому для всех сегментов рынка капитала
можно обнаружить общие закономерности.
Они проявляются, прежде всего, в том, как
на этом рынке формируется цена денежного
капитала.
Этот процесс подчиняется общим закономерностям
рыночного ценообразования, и его основой
является взаимодействие спроса на денежные
средства и их предложения. Рыночный спрос
на инвестиции представляет собой сумму
индивидуальных спросов всех фирм, нуждающихся
для своего развития во внешних ресурсах.
Рыночное предложение инвестиционных
ресурсов является суммой индивидуальных
предложений всех владельцев сбережений,
которые готовы предоставить их коммерческим
фирмам на платной основе. Спрос на рынке
капитала носит производный характер
и определяется, во-первых, тем, насколько
фирмам нужно расширять или модернизировать
свои производственные мощности ради
удовлетворения спроса на те или иные
товары. Во-вторых, он обусловливается
тем, насколько прибыльно фирмы могут
использовать средства, привлеченные
ими с рынка капитала.
Для оценки такой прибыльности фирмы проводят
специальные расчеты, называемые обычно
инвестиционным планированием или разработкой
бюджетов планируемых инвестиций. В ходе
таких расчетов инвестиции особым образом
сопоставляются с суммой будущих доходов,
которые они могут принести.
Проведение такой оценки всегда является
достаточно сложной задачей в силу ряда_факторов:
- во-первых, инвестиционные расходы могут
осуществляться либо разово, либо неоднократно
на протяжении достаточно длительного
периода времени;
- во-вторых, длителен и процесс получения
результатов от реализации инвестиционных
проектов;
- в-третьих, осуществление длительных
операций приводит к росту неопределенности
при оценке всех аспектов инвестиций и
риску ошибки.
Именно наличие этих факторов породило
необходимость в создании специальных
методов оценки инвестиционных проектов,
позволяющих принимать достаточно обоснованные
решения с минимально возможным уровнем_погрешности.
Процесс расчета будущей стоимости средств,
инвестируемых сегодня, является одной
из разновидностей особого типа финансовых
расчетов, именуемых обычно дисконтированием.
Впрочем, дисконтирование используется
не только для расчета будущей стоимости
инвестиций, сделанных сегодня, но и для
определения сегодняшней ценности тех
средств, которые мы получим в будущем.
На основе такого рода расчетов фирмы
и определяют, сколько средств они готовы
привлечь с рынка капитала при той или
иной цене этих средств, то есть по той
ставке процента, которую потребуют инвесторы
за пользование их средствами.
Предложение на рынке капитала определяется,
кроме величины сбережений, еще и тем,
на каких условиях фирмы хотят получить
инвестиции. Наиболее значимыми из этих
условий с позиции формирования предложения
на рынке капитала являются:
1) срок отвлечения средств - время, в течение
которого инвестор не может свободно распоряжаться
своими денежными средствами, так они
будут находиться в пользовании фирмы,
получившей их для финансирования инвестиций;
2) риск инвестирования – поддающаяся
оценке вероятность потери инвестированных
средств или неполучения по ним ожидавшегося
дохода.
Дело в том, что любое инвестирование предполагает
отказ владельца сбережений на некоторое
время от права свободно ими распоряжаться.
В течение этого времени его сбережения
должны находиться в распоряжении фирмы,
привлекшей их в качестве денежного капитала.
В качестве финансовых посредников обычно
выступают:
1) банки;
2) инвестиционные_фонды;
3) паевые_фонды;
4) страховые_компании;
5) пенсионные_фонды.
Все эти типы финансовых посредников существуют
сегодня и в экономике России, хотя масштабы
их операций пока еще очень малы.
- Виды налогообложения и инвестиций
В настоящее время в России действует
несколько систем налогообложения:
- общая система налогообложения
(далее ОСНО),
- упрощенная система налогообложения
(далее УСН),
- единый налог на вмененный
доход (далее ЕНВД),
- единый сельскохозяйственный
налог (далее ЕСХН).
Общая
система налогообложения (классическая)
Именно эта система налогообложения
применяется большинством организаций
и индивидуальных предпринимателей (далее
ИП) в России. В классической системе налогообложения
ОСНО, налогоплательщики уплачивают в
бюджет и во внебюджетные фонды, следующие
федеральные налоги и взносы:
1. Налог на прибыль. Уплата этого
налога регулируется главой 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее
НК РФ).
2. Налог на добавленную стоимость
(далее НДС), уплата которого регулируется
главой 21 НК РФ.
3. Налог на доходы физических
лиц (далее НДФЛ), уплата которого
регулируется главой 23 НК РФ.
4. Страховые взносы в Пенсионный
фонд РФ, в Фонд социального
страхования РФ, в Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования РФ. Уплата взносов
регулируется Федеральным законом
от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования» (в редакции
от 29.02.2012 г.).
5. Взносы на страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
уплата которых регулируется
Федеральным законом от 24.07.1998 г.
N 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний»
(в редакции от 29.02.2012 г.).
В отдельных случаях организации и ИП,
в дополнение к перечисленным выше, платят
следующие виды федеральных налогов и
сборов:
6. Акцизы, уплата которых регулируется
главой 22 НК РФ.
7. Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов, уплата
которых регулируется главой 25.1 НК РФ.
8. Водный налог, уплата которого
регулируется главой 25.2 НК РФ.
9. Налог на добычу полезных
ископаемых, уплата которого регулируется
главой 26 НК РФ.
Региональные налоги и сборы, которые
уплачивают налогоплательщики применяющие
ОСНО: