Налоги и налогообложение в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические аспекты налоговой политики 5
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан 5
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы 7
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы 9
2. Налоговая система Республики Казахстан 12
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения 12
2.2 Организация налогового контроля 15
3. Пути совершенствования налоговой системы РК 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_местные налоги РК.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

Казахский Университет экономики, финансов и  международной торговли

Факультет «Учёт  и финансы»

 Кафедра «Финансы»

 

 

Курсовая работа

Тема: Налоги и  налогообложение в Республике Казахстан

по дисциплине Местные налоги Республики Казахстан

 

выполнила Омарова Лаура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Экономические аспекты налоговой  политики 5

1.1 Налоговая политика Республики  Казахстан 5

1.2 Социально-экономические основы  налоговой системы 7

1.3 Структура и критерии оценки  развития налоговой системы 9

2. Налоговая система Республики  Казахстан 12

2.1 Виды налогов и объекты  налогообложения 12

2.2 Организация налогового контроля 15

3. Пути совершенствования налоговой  системы РК 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые  рычаги, государство в состоянии  активно воздействовать на экономические  процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой  системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения  в Республике Казахстан устанавливает  Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями  и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Вопросы финансов всегда занимали заметное место в экономическом учении не только у классиков современной  экономической науки, но и у классиков  прошлого – А.Смита, Д.Рикардо, Ф.Прудона, Н.В.Ходского, З.Твердохлебова, К.Маркса и других. Ими высказаны многочисленные положения и мысли о налогах, источниках и характере государственных доходов и расходов, методах и формах обращения имущества и доходов, органической связи финансов и бюджета с содержанием политической власти.

В настоящее время вопросы в  области налогообложения рассмотрены  известными экономистами России, Юткиной Т.Ф., Черником Д.Г., Соколинским В.М.

В Казахстане налогам посвящены  работы Ермановой А.А. Наурызбаева Н.Е., Худякова А.И., Манапова Н. и др.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика  в отдельности.

Для государства налоги – это  вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его  деятельности.

Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут  быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют  самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее  время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его  разновидностях: республиканского и  местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное – они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой  системы представляет собой наибольший интерес в области налоговой  политики государства. В связи с  этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько механизмов налогообложения и до сих пор  происходит совершенствование налоговой  системы, адекватной требованиям рыночной экономики.

Основанная цель курсовой работы –  рассмотрение и анализ налоговой  системы и принципов налогообложения  в Республике Казахстан.

Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить экономические аспекты  налоговой политики;

- рассмотреть социально-экономические  основы налоговой системы;

- определить структуру и критерии  оценки развития налоговой системы;

- рассмотреть виды налогов;

- охарактеризовать организацию  налогового контроля;

- определить пути совершенствования  налоговой системы РК.

Курсовая работа имеет следующую  структуру: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

 
 

1. Экономические аспекты налоговой  политики 

1.1 Налоговая  политика Республики Казахстан

 

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.

Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и  отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем  порядке, однако противоречие между  согласием на установление налогов  и принудительным характером их взыскания  только внешнее.

Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

"Налоговая политика, как совокупность  форм и методов сбора финансовых  средств, - сложное явление. В нем  заложено глубокое противоречие: предстоит, с одной стороны,  обеспечить изъятие у субъектов  экономики достаточно солидных  финансовых ресурсов, а с другой  стороны, допустить при этом  снижение их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется  за счет разумного компромисса", отметил в своих работах В.М.  Соколинский.

В экономических словарях данное определение  обобщено следующим образом: "Налоговая  политика – стратегические направления  и тактические действия участников налоговых отношений при выполнении своих прав и обязанностей, определенных Конституцией того или иного государства, своде налоговых законов и  других законодательных актов, имеющих  прямое или косвенное отношение  к налогообложению".

Но самое краткое определение, было замечено в справочнике "Налоговые  системы развитых стран", которое  характеризует налоговую политику как "систему мероприятий, проводимых государством в области налогов".

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  национального дохода в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения  своих функций и задач;

- созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом;

- сглаживанию возникающего в  процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения (при развитии политики  прямого налогообложения).

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Эта роль постоянно  меняется в зависимости от изменения  деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный  перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане Налоговым Комитетом Министерства государственных доходов и налоговыми управлениями в областях, крупных  городах, налоговыми отделами в районах  и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный  контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах.

В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой , но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Современная налоговая система  была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей  в Советском Союзе налоговой  системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием  рыночных отношений в Казахстанской  экономике. Разработчики экономических  реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы  в Казахстанскую рыночную систему, фактически превратили формирование последней  в самоцель.

Переход к рынку любой ценой  потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять  этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма.

Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая  система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений  вместо ряда действующих налогов, характерных  для административно-командной системы, главное место было отведено новой  совокупности налогов, соответствующих  формированию рыночных отношений в  стране (налог на имущество, на использование  минеральных ресурсов и т.д.).

С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более  пяти лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли  огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить , что процесс перехода экономики Казахстана к рынку происходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушении старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы, как отмечает Байдусенов А., является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы (стимулирование производства инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности и отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости) не выполняется вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщиков, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль.

Другими словами, налоговая система  требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии  коренного изменения курса экономических  реформ.

 
1.2 Социально-экономические  основы налоговой системы

На современно этапе существования  в Республике Казахстан одной  из ключевых проблем является стимулирование предпринимательской активности, направленной на расширение производственного сектора  экономики. Важное звено в решении  этой проблемы – правильно построенная  налоговая система. В своей основе она не может быть произвольной и  должна подчиняться определенным принципам  налогообложения.

Налоговая система, также как и  финансовая система в целом представляет собой структуру и звенья управления с их функциями, целями, задачами. Главным  условием правильного функционирования налоговой системы является определение  источника налоговых платежей и  объекта налогообложения. Объектом налогообложения может служить  не только чистый доход – ЧД (прибыль, рента, процент, зарплата, предпринимательский  доход, дивиденды и т.д.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля, потребление, хозяйственный  оборот, передача имущества и т.п.. Но во всех случаях, каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход.

Информация о работе Налоги и налогообложение в Республике Казахстан