Налоги и налогообложение в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические аспекты налоговой политики 5
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан 5
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы 7
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы 9
2. Налоговая система Республики Казахстан 12
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения 12
2.2 Организация налогового контроля 15
3. Пути совершенствования налоговой системы РК 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_местные налоги РК.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

Своеобразная система налогообложения  на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями и была в  подробности рассмотрена и изучена  М.Т. Оспановым. Она формировалась с учетом, с одной стороны, его собственного теоретического опыта, национальных традиций, общественно-политических и экономических условий, с другой стороны, под влиянием торговых, хозяйственных и экономических связей казахских ханов с Россией и с соседними среднеазиатскими государствами, Бухарским, Хивинским, Кокандским ханствами, которых с Казахстаном связывали многочисленные караванные пути. Определенный отпечаток на специфику многих налоговых повинностей казахов налогами и часто возникавшие здесь феодальные междоусобицы, постоянная угроза нашествия иноземных захватчиков, из которых длительное время самым опасным были джугары.

Так как казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием, то налоги они платили в основном в натуральной форме, что отражалось и на их жизненном уровне потому, что осуществляемые расчеты основывались на субъективных оценках сборщиков  налогов. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской  феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота  в виде налогов, казахское население  попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности  обложения, к росту неплатежей со стороны налогоплательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности.

Налоговая практика в истории советской  экономики имела недолгую, заметную роль в хозяйственной жизни. Первый советский бюджет был составлен  на январь-июнь 1918 г. Значительное место  в его доходах занимали налоги, которые служили орудием наступления  на частную собственность. Важным средством  борьбы против капиталистических элементов, использовались также чрезвычайные единовременные революционные налоги — фактически контрибуции, цель которых  заключалась в изъятии денежных накоплений у капиталистических  элементов города и деревни.

В 20-х годах был введен промысловый  налог, состоящий из двух сборов —  патентного и уравнительного. Патентный  сбор строился на дифференцированном принципе. Взимался в зависимости  от местонахождения и размера  предприятия. Он выполнял учетную, регистрационную  функцию, а также нес фискальную нагрузку. Вторая часть промыслового налога — уравнительный сбор взимался с оборота предприятия.

Начиная с налоговой реформы 1930-1931 гг., налоги были заменены скрытыми налогами в виде платежей, взносов и отчислений казавшихся более "социалистическими" по своему содержанию, чем содержание налоговой системы капитализма. В отношении граждан постоянно подчеркивался временный, преходящий характер налогов, которые будут отменены в историческом обозримом будущем.

Финансовая система НЭПа при всех ее особенностях отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт: большой удельный вес неналоговых денежных поступлений, качественно отличные системы сельского и городского населения, доминирующая роль косвенных налогов. Сложившаяся в 20-х годах система налогообложения имела определенный податной аппарат и характеризовалась отсутствием полноты данных при определении налогоспособности различных категорий плательщиков, что и определяла примитивность способов обложения.

В настоящее время в Республике Казахстан налоговая система  включает в себя все основные виды налогов, применяющихся в развитых странах. Тем не менее сама налоговая система находится пока что в стадии становления. Налоговая система, являясь сложным социально-необходимым институтом, представляется собой весьма запутанной и недостаточно исследованной по своему влиянию на развитие экономики и отдельных ее секторов. Причин здесь несколько, одна из которых — это постоянная трансформация и изменение, что позволяет отслеживать его влияние.Исходя из высказанного, становится понятным, что налоговая система в своем развитии претерпела множество изменений. Наше общество за длительный период имело специфические финансовые отношения, вытекающие из финансовой системы общественно-экономической формации. Необходимо осмыслить, что в преобразовании основ экономических и производственных отношений особое значение имеют налоги, как основной инструмент финансовой политики.

 
 

1.3 Структура  и критерии оценки развития  налоговой системы

 
В условиях развития рыночных отношений  налоговая система РК является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой обеспечения рыночного  эффективного финансово-кредитного механизма  государственного, методом регулирования  экономики.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование экономики в целом и отдельных  его секторов, отраслей. Опыт развитых капиталистических стран показывает, что система налогообложения  является практически основным инструментом регулирования экономики.

Первые законодательные документы  о налогах и формировании рынка  были объявлены в октябре 1989 г., когда  Правительство СССР вынесло на рассмотрение Верховного Совета пакет принципиально  новых к тому времени законодательных  актов.

Действовавшие ранее налоговые  законы, принятые в конце 1991 г., во многом перенимали существовавшее в то время  положения союзного законодательства. Закон "О налоговой системе  в Республике Казахстан", принятый в то время, включал в себя 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных  налогов. Однако это был закон, родившийся в условиях приобретения независимости  и исторического решения перехода экономики к рынку, четко разграничивая  налоги, вносил необходимую организованность и ясность в порядок их установления с одной стороны Верховным  Советом и с другой стороны  местными Советами народных депутатов.

Сформированная в 1991-1992 гг. методически  сложная и запутанная налоговая  система не учитывает специфику  переходной рыночной экономики, а главное  непонятна широкому кругу предпринимателей.

Величины налогов и расходов государства обычно сбалансированы за счет доходной и расходной частей бюджета. Причем при снижении налогов  их собираемость в реальных условиях не увеличилась, как это хотелось бы. Необходимость реформирования налоговой  системы в интересах государства  и налогоплательщиков в тот период стала главной задачей Правительства  РК. С 1 июля 1995 г. вступил Указ Президента РК, имеющего силу Закона "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", ставшего крупным мероприятием на весь период построения рыночной экономики, который придал налоговой системе  в республике большую открытость, четкость, ясность, отвечающие реформам в Казахстане. В нем были выражены необходимые принципы, которые нужны  для успешного развития реформ. При  этом:

1. Было сокращено количество  налогов с 43 до 11 видов (в настоящее  время существует 13 видов налогов).

2. Определена стабильность налогов  и правил их взимания.

3. Был упрощен порядок расчета  с бюджетом.

4. Проведено максимальное сокращение  льгот.

5. Произведено устранение противоречий  между основными законодательствами.

6. Были четко определены права  и обязанности органов налоговой  службы.

7. Была определена правовая и  социальная защита работников  налоговой службы.

Основными целями реформирования явились  не только упрощение системы налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.

Таким образом, в соответствии с  этим указом и изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные  налоги и местные налоги и сборы.

В РК до 30% (в среднем) налоговых  поступлений составляют косвенные  налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое  в свою очередь, перекладывает бремя  налога на другое лицо, выступающее  фактическим его плетельщиком (носителем  налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно  подвергаются критике со стороны  рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей у косвенных  налогов есть одно несомненное достоинство  — простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог на прибыль (корпоративный подоходный налог  с юридических лиц) и налоги с  населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность  и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует  иметь в виду, что налоговое  изъятие, осуществляемое на основе законов  и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам  их достижения.

Именно по этой причине Казахстан  обратился в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:

1. Адекватность поступлений в  бюджет, т.е. налоговые поступления  должны стать достаточными для  необходимого обеспечения государственных  расходов по обязательствам с  позиций того, чтобы налоговое  давление не подавило отечественное  предпринимательство, а увеличение  государственных расходов не  способствовало усилению инфляционных  процессов.

2. Экономическая нейтральность,  которая заключается в одинаковости  применения косвенных налогов  ко всем формам потребления,  исключая из потребления производственные нужды. При этом любой вид доходов должен облагаться прямыми налогами.

3. Поощрение сбережений и инвестиций. Налоговая политика не должна  препятствовать росту сбережений  и инвестиций.

4. Низкие ставки налогов. Именно  размеры ставок оказывают влияние  на негативное воздействие со  стороны участников экономических  взаимоотношений, потому что чем  они ниже, тем меньше потребность  "уходить" или "избегать" их.

5. Доходчивость и простота налоговых  законов. Эта задача считается  наиболее важной по причине  возможности усиления доверия  со стороны налогоплательщиков  ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.

Исходя из перечисленных задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать  достаточно прогрессивным и стимулирующим  для сословий развитой рыночной системы.

Механизм реализации Налогового Кодекса  уже действует. Тем не менее, его  вхождение в жизнь, внедрение  в повседневную практику не будет  простым и быстрым — любое  новое положение должно вводится постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она зиждется на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.

 
 

2. Налоговая система Республики  Казахстан

 
2.1 Виды налогов и объекты  налогообложения

 

Налоги классифицируются по различным  основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут  быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны  платежеспособности. Примером таких  налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние  правильней было бы назвать вещными  налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое  же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует  вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог  – налог, где субъект налогообложения  перекладывает бремя налогообложения  на другое лицо, выступающее фактическим  его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают  налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС  и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы  данных налогов включаются в его  цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в  то время как прямые налоги –  налогами на потребление.

Информация о работе Налоги и налогообложение в Республике Казахстан