Налоги и налогообложение в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические аспекты налоговой политики 5
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан 5
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы 7
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы 9
2. Налоговая система Республики Казахстан 12
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения 12
2.2 Организация налогового контроля 15
3. Пути совершенствования налоговой системы РК 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_местные налоги РК.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

"Критерием деления на прямые  и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного  плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку".

В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:

·  прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;

·  прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;

·  при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;

·  прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.

Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы  экономики.

1.   В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.

Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о  налогах допускает натуральную  форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.

2.   По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.

Надо сказать, что в последнее  время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих  налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так  и на физических лиц. Эти налоги установлены  общими для тех и других субъектов  нормативными актами и совпадают  по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими  субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности  налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом  смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных  налога, взимаемых с организаций  и с граждан.

В налоговой практике встречаются  названия индивидуальный налог, субъектом  которого являются физические лица и  корпоративный налог, субъектом  которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское  законодательство Казахстана подобного  термина не знает.

Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе "выявление  круга платежей по субъектам имеет  важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов".

3. В зависимости от их территориального  уровня налоги подразделяются  на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам  относятся:

1) подоходный налог с юридических  и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) налог на операции с ценными  бумагами;

5) специальные платежи и налоги  недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество юридических  и физических лиц;

3) налог на транспортные средства;

4) сбор за операции с ценными  бумагами;

5) сборы за право занятия отдельными  видами деятельности;

6) сбор с аукционных продаж.

Деление налогов на общегосударственные  и местные обычно определяются двумя  факторами: кем установлен налог (центральным  и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного).

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это  процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его  доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством  закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения  бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может  выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов, так и из регулирующих доходов.

Определение налога, в качестве регулирующего  производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных  бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и  подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются  в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или  выделяют в бюджете отдельной  строкой.

Характеризуя целевые налоги и  отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью  уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному  государственному органу, в-третьих, целевой  характер налога может оправдываться  тем, что необходимость затрат вызвана  получением доходов.

Налоговая система Казахстана формально  не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать  налоги под всякого рода "отчисления", "сборы", "плату" и т.п. –  это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

 
 

2.2 Организация  налогового контроля

 
С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи  с этим появляется необходимость  в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет" 1995 г., где указано, что  проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный  бюджет осуществляется исключительно  органами налоговой службы.

Налоговый контроль характеризуется  следующими признаками.

Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим  контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен  этим государством определенными односторонне-властными  полномочиями, дающими возможность  реализовать указанную функцию.

Во-вторых, налоговый контроль выступает  видом финансового контроля. В  процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

В-третьих, налоговый контроль относится  к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый  контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.

Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

Налоговый контроль начинается с построения и поддержания функционирующей  налоговой системы, которая является непременной предпосылкой контроля.

Система налогового контроля – это  совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов контроля, взаимодействующих  как единое целое в процессе установления результатов исполнения, изменения  состояния объекта контроля, анализа  и оценки данных, полученных путем  изменения, выработки корректирующих воздействий.

Основным звеном налогового контроля являются территориальные налоговые  органы, в числе функций которых  выделяется одна из наиболее трудоемких функций контроля. Пи этом вполне допустимо  признание территориальных комитетов, как органов выполняющих функцию  первичного контроля, способствующих установлению и предупреждению возможных  налоговых нарушений.

Налоговый контроль следует рассматривать  в организационном и методическом аспектах. Организационный представляет собой состав субъектов и объектов контроля и определение форм контроля.

В настоящее время в работе налоговых  органов приоритетное место занимает проведение документальных проверок (последующий  контроль), так как именно эти  проверки наиболее эффективны в части  выявления допущенных нарушений  и в части до начисленных сумм налоговых платежей.

Важной по значимости является камеральная  проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.

По мере создания компьютерных сетей  и баз данных определяющую роль будет  играть текущий контроль, связанный  с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке  и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании  которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и.т.д.

Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых  поступлений.

Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки .

Осуществление налогового контроля имеет  три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реогирование на собранную информацию .

В процссе сбора информации субект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .

Налоговые проверки осуществляются в  соответствии с годовыми планами  органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми  по каждому участку работы .

Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к  проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий  за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, вслучаях ликвидации или банкротства организаций.

Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей  работу и финансовое состояние плательщика .

До выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место  ошибок и нарушений, предложениями  по акту проверок и их исполнением ;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;

в) на основании лицевого счёта  налогоплатильщика, имеющегося в налоговом оргоне, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплатильщика о перечисленных в бюджетсуммах налоговых платежей;

Информация о работе Налоги и налогообложение в Республике Казахстан