Налоги и налогообложение в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические аспекты налоговой политики 5
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан 5
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы 7
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы 9
2. Налоговая система Республики Казахстан 12
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения 12
2.2 Организация налогового контроля 15
3. Пути совершенствования налоговой системы РК 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая_местные налоги РК.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

г) направить запросы в таможенные органы для получения сведений о  прохождении грузов через томожню .

Результаты документальной проверки должны оформлятся в следующем порядке:

а) при отсутствии нарушений проверяющим  состовляется справка в двух экзэмплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплатильщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о дакументах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения  налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором  кроме указанных выше данных следует  приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в двух экзэмплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первыйэкземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

- последовательно, объективно, четко  и подробно описывать выявленные  факты нарушений со ссылкой  на соответствующие законодательные  и иные правовые нормативныеакты;

- текст акта проверки не должен  загромождаться различными таблицами,  справочными данными, второстепенными  фактами, перечислениями однородных  нарушений, которые должны найти  отражение в приложениях к  акту;

- в акте необходимо указывать  только конкретные, обоснованные  и документально подтвержденные  данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование  законодательного либо иного  нормативного правового акта, его  статья или пункт, содержание  фамилии и иницналв должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

Не допускается включение в  акт различного рода выводов, предложений  и данных не подтвержденных соответствующими документами.

В конце акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

Акт документальной проверки не позднее  следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале  регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью  налогового органа. Одновременно с  регистрацией акта, выписывается уведомление  налогоплательщику, и при этом акт  документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и  тот же номер.

Уведомление выписывается в двух экземплярах  по установленной форме, подписывается  начальником налогового органа или  установленным должностным лицом  с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой пепечатью и неправлена или вручена налолгоплательщику.

Уведомление о начисленной сумме  налога должно содержать следующие  сведения:

1)   Фмилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2)   Регистрационный номер налогоплательщика;

3)   Дату уведомления;

4)   Объект, к которому относится уведомление и ставку налога;

5)   Сумму начисленного налога и штрафных санкций;

6)   Требование уплатить налог и срок уплаты;

7)   Место и способ уплаты налога;

8)   Порядок обжалованя;

После регистрации акта в журнале  материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых  случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые  по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие  решения.

В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.

Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для  проведения записи в лицевом счете  организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.

Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы  проверки передаются проверяющими в  подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.

При этом в Департамент финансовой полиции должны быть переданы следующие  документы:

а) акт проверки, подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;

б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения  налогового законодательства, подпадающие  под признаки преступления;

в) заключение по разногласиям, возникшим  в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным  лицом налогоплательщика;

г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика  в свое оправдание.

Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства.

Следует отметить, что в целях  ограждения налогоплательщиков от бесконечных  налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут  осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой  службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а  комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством.

 
 

3. Пути совершенствования налоговой  системы РК

Справедливая система налогообложения  — идеальная мечта любого государства  и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В 1995 г. Кабинет Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой  реформы, в которой предусмотрен поэтапный переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось  принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства  между хозяйствующими субъектами в  налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует  учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый  кодекс, поэтому, конечно, неизбежны  издержки в его применении, которые  со временем общими усилиями можно  будет устранить.

Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные  в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности  в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления  и налогового администрирования  следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу  вседозволенности и является питательной  средой для коррупции.

"Уход от налогов", "уклонение  от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

Необходимо отметить, что эта  проблема актуальна не только для  Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.

Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к  уклонению от уплаты налогов:

· моральные (нравственно-психологические);

· политические;

· экономические;

· технические (правовые).

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются  характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние  налогоплательщиков, характеризующееся  негативным отношением к налоговой  системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению  от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной и  экономической политики. Налоги как  инструмент социальной политики при  этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь, как форма сопротивления такому подавлению.

Экономические причины разделяют  обычно на два вида: причины, которые  зависят от финансового состояния  налогоплательщика, и причины, порожденные  общей экономической конъектурой.

Технические (правовые) причины кроются  в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности  налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Нельзя совершенствовать налогообложение  без реформирования основ общественно-политического  устройства и создания предпосылок  для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения  — проблема частная, а обеспечение  условий экономического и политического  развития — проблема всеобщая для  любого государства. Решение частной  проблемы без предварительного решения  общей невозможно в принципе. Можно  добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми  и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений  хозяйствующих субъектов с государством.

В налоговом производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка формирования отдельных  налогов и сборов, их зависимости  друг от друга и от других элементов  хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как  государственного, так и корпоративного и т.д.

Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения максимально  возможного равновесия интересов собственников  и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические  принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой  системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.

В настоящее время главным приоритетом  финансовой политики нашего государства  является создание такой налоговой  системы, которая не только обеспечила бы фискальные интересы государства, но и стимулировала развитие производства, эффективное использование природных  ресурсов Казахстана и широкомасштабное получение инвестиций. Именно на достижение этих целей направлены предположенные Правительством Республики Казахстан  изменения в Налоговом кодексе, разработанные с учетом мировой  практики. Это относится также  к таким платежам, как бонусы, роялти, налог на сверхприбыль, которые  одновременно служат двум целям: эффективному использованию природных богатств Казахстана и пополнению доходной базы бюджета.

Информация о работе Налоги и налогообложение в Республике Казахстан