Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового механизма и проблемы его совершенствования в Российской Федерации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
дать характеристику налогового механизма
раскрыть характеристики основных элементов налогового механизма и определить его правовое положение;
выявить возможности использования зарубежного опыта совершенствования налогового механизма.
Выявить существующие в налоговом механизме РФ проблемы.
Введение 3
1. Теоретические основы налогового механизма в Российской Федерации 6
1.1. Налоговый механизм: понятие и структура 6
1.2. Характеристика основных элементов налогового механизма 12
2. Перспективы совершенствования налогового механизма в России 19
2.1. Проблемы совершенствования налогового механизма 19
2.2. Использование зарубежного опыта в функционировании современного налогового механизма 22
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Факультет
государственного и
муниципального управления
Курсовая
РАБОТА
НА
ТЕМУ:
«Налоги
и налоговая система.
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В РФ»
Выполнила:
Студентка 1 курса, группы № 511 Ануфриенко Яна Алексеевна | |
Научный
руководитель:
К.э.н., доцент Васильев Петр Петрович | |
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2010
г.
Оглавление
Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги.
Во многих развитых странах через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на их территории, но и корпорациями этих стран за рубежом. Например, с добываемых в развивающихся странах нефти и газа до половины из общей суммы налоговых сборов поступает в казну развитых стран (в виде налогов на их продажу и потребление), еще большая доля налоговых доходов остается в этих странах из сумм, получаемых за использование патентов, торговых марок, новых технологий, авторских прав, франшиз и т.д. предприятиями в менее развитых странах. Фактически через налоги государственные органы небольшой группы наиболее развитых стран имеют возможность регулировать и направлять производственные, финансовые и инвестиционные процессы во многих странах мира. На наших глазах формируется мировая система единого налогового процесса, охватывающего всю территорию развитых стран и деятельность корпораций и граждан этих стран на территории других стран.
В современной России проблемы совершенствования налогового механизма приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налогового механизма.
В налоговой сфере остается еще множество нерешенных проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России еще весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового механизма и проблемы его совершенствования в Российской Федерации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Предметом исследования моей курсовой работы является налоговый механизм РФ, требующий совершенствования, а объектом в свою очередь является налоговая система.
Экономические аспекты теории налогов достаточно подробно изучены в работах видных зарубежных ученых - экономистов – А. Смита, А. Маршалла, Д. Рикардо, А. Лаффера, Д.М. Кейнса.
С
началом проведения в нашей стране
рыночных преобразований увеличилось
количество работ, посвященных этой тематике.
Система финансового контроля получила
освещение в работах Ю.А. Данилевского,
Л.А. Дробозиной, А.И. Коняева, В.В. Бурцева.
Отдельные аспекты налогообложения, структура
налогового механизма и его основных элементов
отражены в трудах Т.Ф. Юткина, С.Г. Пепеляева,
Д.Г. Черника, А.В. Брызгалина, С.В. Барулина,
В.Н. Милякова, Н.Н. Демчука.
В
теории государства и права существует
понятие «механизм государства»
С
учетом указанных теоретических
положений можно сделать
Налоговый механизм – это комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов, распределения их между бюджетами разных уровней, налогового администрирования, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, алгоритм которых воплощен в совокупности соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Основной функцией налогового механизма является обеспечение эффективности функционирования налоговой системы, исходя из целей налоговой политики государства.
Таким образом, налоговые отношения или налогообложение могут существовать только при наличии соответствующего закона, т.е. в форме правовых отношений.
В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия «налоговый механизм» неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретном пространстве и во времени. Этот подход представляется недостаточно глубоким, ибо подчеркивает возможность субъективизации налоговых действий.
Налоговый
механизм – это понятие
Налоговому
механизму свойственно
С
одной стороны, налоговый механизм
– это область налоговой
С другой стороны, налоговый механизм – это само реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, по-разному функционирует в неодинаковых пространственно-временных условиях. Налоговые действия на разных уровнях власти и управления неоднозначны. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью условий и правил реализации налоговых законов. Поэтому важно соблюдать принципиальные требования налоговой теории - обеспечить единство субъективного и объективного начал процесса налогообложения. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы и ведет к их деформации.
Налоговое производство, регламентируемое законами подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Налоговом, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов, бухгалтерское законодательство и методические основы организации, и ведение бухгалтерского учета. Гражданский кодекс, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие и налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).
Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на основы управления налогообложением. Понятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, ровно, как и его составной части – налогового контроля5.
Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, равно как и его составной частью — налогового контроля.
Налоговый
механизм, формируемый как экономико-
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма — области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права6.