Налоги и налоговая система.Налоговый механизм и проблемы его совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового механизма и проблемы его совершенствования в Российской Федерации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
дать характеристику налогового механизма
раскрыть характеристики основных элементов налогового механизма и определить его правовое положение;
выявить возможности использования зарубежного опыта совершенствования налогового механизма.
Выявить существующие в налоговом механизме РФ проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы налогового механизма в Российской Федерации 6
1.1. Налоговый механизм: понятие и структура 6
1.2. Характеристика основных элементов налогового механизма 12
2. Перспективы совершенствования налогового механизма в России 19
2.1. Проблемы совершенствования налогового механизма 19
2.2. Использование зарубежного опыта в функционировании современного налогового механизма 22
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Шульга.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     Задачи  налогового планирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, кто их ставит: государственные органы или менеджеры от бизнеса. Следовательно, сфера налогового планирования неоднородна, она распадается на бюджетно-налоговое планирование и корпоративное налоговое планирование. Цель первого — обеспечение потребностей бюджета. Целью второго является оптимизация налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации.

     Неоднозначна  и сфера налогового регулирования  и контроля, где сталкиваются общегосударственные, корпоративные и личные экономические интересы. Бюджетно-налоговое регулирование и бюджетно-налоговый контроль осуществляются особыми, только им присущими методами, имеют свои цели и задачи, отличные от стоящих перед корпоративным налоговым менеджментом.

     Внутреннее  содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.

      Основные  характеристики налогового механизма  в России следующие:

  • Перечень основных налоговых форм системы налогообложения в основном отвечает мировым стандартам;
  • Структура налоговых поступлений в разрезе отдельных налогов резко колебалась на протяжении последних лет. Ведущее место отведено налогам на прибыль, на добавленную стоимость и подоходному налогу с граждан. Более прогрессивные сдвиги в сторону ресурсных налогов ограничены наличием проблем реальной собственности и исчисления рентной составляющей при формировании цены на лесные, земельные и другие природные ресурсы;
  • Механизм принятия решения по всему кругу налоговых вопросов, как на уровне государства, так и на уровне территорий не освобожден от хаотичности. Ему не свойственны нормы международного налогового права;
  • Целостности, логичности, стабильности, системности налоговых отношений при формировании доходов бюджета налоговыми методами не достигнуто. Несмотря на то, что законодательством провозглашен системный подход к построению налогообложения и принцип единства налоговое системы является определяющим, реальный налоговый механизм нельзя назвать единой системой организационно-экономических и правовых отношений. Изменения в налоговое законодательство зачастую вносятся вопреки первоначальным его установкам, а текущие подзаконные акты еще более уводят налоговую практику от рекомендаций законов. Корректировки положений законов производятся по результатам налоговой практики, а не исходя из экономической целесообразности.

      Исходя  из выше перечисленного, можно выделить следующее, налоговый механизм –  это комплекс трех, взаимодействующий финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами законодательных актов государства и определяющий установку, оценку плановых, фактически исполненных прогнозных налоговых обязательств (налогового планирования), принятие научно обоснованных мер вмешательства в ход исполнения бюджетов, как стимулирующего характера (налогового регулирования) и санкции при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).

      Неправомерно  рассматривать налоговый механизм лишь с позиции оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов, а также как принятие мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. При таком подходе налоговый механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг чисто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме – объективное и субъективное – составляют органичное целое, нарушать их равновесие нельзя даже из самых благих побуждений.

1.2. Характеристика основных  элементов налогового  механизма

 

     Основными элементами налогового механизма являются:

  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • налоговый контроль.

     Налоговое планирование и прогнозирование  – особые элементы системы выработки  и принятия решения. Планирование занимает важное место в системе управления налогообложением. Именно в ходе планирования всесторонне оценивается налоговый потенциал отдельных регионов, групп налогоплательщиков, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов7.

     Управленческие  решения в процессе планирования применяются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной.

     Основная  задача налогового планирования и прогнозирования  – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий перспективных программ социально-экономического развития страны, исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое планирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию8.

     Одной из актуальнейших проблем в научном  прогнозировании на современном этапе его развития некоторые авторы называют проблему надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая тесным образом связана с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования и процедур верификации прогнозов.

     При прогнозе поступления налогов экономические  органы, прежде всего ФНС РФ, ориентированы  на максимально высокий уровень  их поступления, что связано с  постоянно растущими потребностями  государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами.

     К объективным причинам относятся, в  частности, единственный прирост населения, необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня населения и некоторые другие.

     Субъективные  причины связаны с естественной потребностью органов управления, а  также соответствующих ведомств иметь более высокие финансовые возможности. Вместе с тем потребности увеличения расходов и вызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста народного хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться9.

     Следует отметить, что при налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются  фискальные задачи, но и закладываются  основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.

     Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, в порядке установленном Налоговом кодексом РФ.

     Основной  целью налогового контроля является противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

     Можно выделить следующие основные формы  налогового контроля:

  • контроль за своевременным поступлением платежей;
  • камеральные налоговые проверки;
  • реализация материалов налоговых проверок;
  • контроль за реализацией материалов налоговых проверок;
  • контроль за уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

      В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые  органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

      Эффективность налогового контроля характеризуется:

  • уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
  • полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

      В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.

      Налоговое регулирование – один из наиболее мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Стержень налогового регулирования составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

      Налоговое регулирование – самая сложная  конструкция налоговых правоотношений, поскольку в ней сталкиваются экономические интересы в той точке соприкосновения, прогнозировать которую достаточно трудно.

      Содержание  и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения.

      Следовательно, этот процесс объективно необходим, и его результат зависит от адекватности применяемых методов состоянию реальной экономики. Использование методов налогового регулирования сопряжено с рядом противоречий, вытекающих из фискальных традиций налогообложения. Поэтому с экономико-правовых и технических позиций максимальная реализация регулирующих возможностей налога как такового – задача крайте сложная.

      В зависимости от целей и сферы приложения методы налогового регулирования могут быть подразделены на три взаимодействующие сферы:

  • система налоговых льгот (преференций);
  • меры санкционного действия;
  • методы бюджетно-налогового балансирования.

      В сфере налогового регулирования  экономики (темпов и уровня развития производительных сил, инвестиционных процессов и т.п.) особое значение имеет оптимизация налоговых ставок. Теоретический смысл данного процесса заключается в достижении относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. Именно их паритет важен для практики. Всем экономистам известен так называемый «эффект Лаффера», когда налоговые изъятия, превышающие критический порог (35 % от совокупного дохода), приводят к резкому падению, как суммы дохода, так и самих налоговых поступлений10.

      В зависимости от способа реализации налоговое регулирование подразделяется на две взаимосвязанные сфера:

  • налоговые льготы;
  • налоговые санкции.

      Оптимальное сочетание этих двух подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и в конечном счете результативность налоговой политики. Текущие корректировки налоговой техники влияют на развитие экономической конъюнктуры. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны.

      Условия смены общественно-политической, а  в связи с этим и финансово-хозяйственно ориентации препятствуют применению преимущественно экономических методов регулирования, отвечающих рыночным законам. Поэтому российская система налогового регулирования содержала такие специфические методы, как взаимозачеты налоговой задолженности, налоговые освобождения, предоставляемые взамен казначейских обязательств МФ РФ, замещение бюджетных недоимок казначейскими векселями, налоговая амнистия, списание недоимок для избранных отраслей и монополий. Все эти меры не решили проблем бюджетно-налогового регулирования. По мере стабилизации экономики и политики такие методы не должны применяться в системе налогового регулирования11. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Меры налогового регулирования, применяющиеся в российской практике противоречивы.
  • Наиболее перспективным методом налогового регулирования следует считать инвестиционные преференции. Общая совокупность методов должна опираться на научно обоснованную концепцию, отталкивающуюся от закономерностей воспроизводства.
  • Применение репрессивных мер налогового регулирования – практика вредная, и она не должна применяться в странах, взявших курс на политические и экономические преобразования12.

Информация о работе Налоги и налоговая система.Налоговый механизм и проблемы его совершенствования в РФ