Налоги и налоговая система.Налоговый механизм и проблемы его совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности налогового механизма и проблемы его совершенствования в Российской Федерации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
дать характеристику налогового механизма
раскрыть характеристики основных элементов налогового механизма и определить его правовое положение;
выявить возможности использования зарубежного опыта совершенствования налогового механизма.
Выявить существующие в налоговом механизме РФ проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы налогового механизма в Российской Федерации 6
1.1. Налоговый механизм: понятие и структура 6
1.2. Характеристика основных элементов налогового механизма 12
2. Перспективы совершенствования налогового механизма в России 19
2.1. Проблемы совершенствования налогового механизма 19
2.2. Использование зарубежного опыта в функционировании современного налогового механизма 22
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Шульга.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они не редко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают органичным целым, ибо они есть проявление регулирующей налоговой функции. Следует отметить, что регулирующая функция налогов это своего рода проявление распределительной функции, а, как известно, одновременное действие распределительной функции и контрольной позволяет полностью проявиться экономической сущности налогов, в них находят отражение две неразрывно связанные стороны финансовых отношений. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными.

     Распределительная и контрольная функция – это  две стороны одного и того же процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии налоги могут проявить себя  в качестве категории стоимостного распределения13.

     Элементы  налогового механизма являются в  то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы и техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроль позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма – области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.  
 

 

2. Перспективы совершенствования налогового механизма в России

2.1. Проблемы совершенствования  налогового механизма

 

      Современная система налогового механизма в  России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые условно можно разбить на четыре группы:14

  1. неоправданная усложненность систем налогообложения;
  2. завышенные ставки подоходных налогов.
  3. Недостатки в работе налоговых органов;
  4. широкие масштабы уклонения от налогов;

     Первая  проблема сопряжена с угрожающим ростом объемов налогового законодательства, множественностью и усложненностью налоговых режимов и налоговой отчетности, труднодоступностью для понимания текстов налоговых законов. Для ее решения: упрощается налоговое законодательство, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот.

     Вместе  с тем принимаются меры по оптимизации  системы подоходного налогообложения за счет установления необлагаемого минимума (на уровне, обеспечивающем покрытие всех основных потребностей налогоплательщика) и ограничение наивысших (маржинальных) ставок подоходного налога 50—55% (против ранее применяемых 70-80%).

     В управлении и организационной структуре налоговых органов, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

     По  масштабам уклонения от налогов  Россия стала признанным чемпионом: по разным оценкам, от 32 до 40% всех извлекаемых в экономике доходов и прибылей избегают налогообложения. В основном это финансовый и торговый секторы, экспортные операции, фактическими налоговыми льготами пользуются коррупционеры (ежегодный объём взяток в стране, по последним оценкам, превышает 30 миллиардов долларов США) и преступники (по крайней мере, не меньший объём доходов). Кроме того, как свидетельствует практика последних лет, попытки устранения основных недостатков действующей налоговой системы путём внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство бесперспективны. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

     С учётом вышесказанного в области реформирования налоговой системы должны включать:

  • установление жёсткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, укрываемых от налогообложения;
  • усиление пропаганды идей о серьёзности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

     Таким образом, критический анализ проводимой в России налоговой политики показывает, что она нуждается в серьёзных коррективах с точки зрения принципов налоговой справедливости и равномерности распределения налогового бремени; необходима её переориентация в сторону содействия структурной перестройки экономики, инвестициям в новые, высокотехнологичные отрасли, радикальному изменению характера российского экспорта.

     Кроме того, следует устранить неоправданные пробелы в законодательстве, которые позволяют целым слоям и категориям населения успешно избегать всякого налогообложения. Необходим, по-видимому, и пересмотр общей структуры налоговой системы России – в сторону выбора тех видов налогов и применяемых налоговых режимов, которые в наибольшей степени соответствуют новым целям налоговой политики, сокращают общие непроизводительные издержки государства и налогоплательщиков в связи со сбором налогов, используют все выгоды и преимущества новых информационных технологий, требуют менее сложных и менее дорогостоящих средств налогового контроля.  С этой целью можно предложить формирование единой унифицированной системы подоходных и поимущественных налогов – с переходом к согласованию личных подоходных налогов граждан с обложением общей суммы их имущества и доходов, извлекаемых с использованием различных форм юридических лиц.

     По  этому направлению рекомендуется  переход к сведению всей учётно-информационной работы по налогам в крупные (не более 5-7 на всю страну) и мощные центры автоматической обработки данных, а также введение системы единого личного счёта налогоплательщика в налоговой службе, через который бы велись все его расчёты по всем видам налогов и в перспективе - вообще все его расчёты с бюджетом (включая получение пенсий, пособий и т.д.)15.

2.2. Использование зарубежного  опыта в функционировании  современного налогового механизма

 

      Для выявления слабых звеньев и положительных  аспектов в функционировании современного налогового механизма Российской  Федерации, необходимо изучение опыта зарубежных стран.

      Опыт  Франции представляет значительный интерес для России. Так, действующий во Франции Налоговый кодекс широко использовался при подготовке Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, НДС в России был введен по образцу французской налоговой системы.

      Налоговая система нацелена в основном на обложение  потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность умеренные. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины.

      Подоходные  налоги уплачивают предприятия и  физические лица. У предприятий налогообложению подлежат чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

      Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных  случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

      Если  предприятие в отчетном году понесло  убытки, то они могут быть вычтены  из облагаемой чистой прибыли будущих  лет, а в специально оговоренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

      Налоговые льготы устанавливаются главным  образом через ускоренную амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства. В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10% - от прироста инвестиций в развитие производства и 50% - от прироста вложений в научные исследования.

      Важнейшее место в группе подоходных налогов  занимает подоходный налог с физических лиц. Данный налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсии, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т. д. Применяются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например, целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.

      Все необходимые меры для борьбы с  уклонением от налогов предусмотрены в Налоговом кодексе Франции. Подобный целостный документ существует в немногих странах.

      Во  Франции он ежегодно уточняется при  утверждении Закона о бюджете. К  кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

      Отношения между налоговым органом и  налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.

      В результате выявления правонарушений налоговые органы применяют различные санкции.

      Налоговая служба Болгарии представляет собой  систему органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

      Центральное управление состоит из следующих  отделов: налоговой политики и методологии; внутреннего и налогового контроля; информации. Так, отдел внутреннего и налогового контроля периодически инспектирует деятельность территориальных управлений и налоговых служб. Этот отдел организационно обеспечивает проведение налоговых проверок и ревизий, а также участвует в осуществлении валютного контроля.

     Весьма  полезным для Российской Федерации  может оказаться опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

     В любой стране с федеративным устройством  центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

      Со  времен Л. Эрхарда в Германии укоренились  важнейшие принципы построения системы налогообложения16:

    • налоги по возможности минимальны;
    • минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на 
      их взимание;
    • налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо 
      шансы;
    • налоги соответствуют структурной политике;
    • налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
    • система должна строиться на уважении к частной жизни человека.

Информация о работе Налоги и налоговая система.Налоговый механизм и проблемы его совершенствования в РФ