Налоги и сборы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

В России пока отсутствуют комплексные научные исследования, в которых вопросы управления налоговой системой рассматривались бы в критическом ключе, с точки зрения оценки имеющегося в развитых странах опыта и возможности его адаптированного использования в российских условиях. Под налоговым процессом понимается последовательная совокупность действий налоговых органов, налоговых агентов, налогоплательщиков или их представителей в связи с реализацией прав и/или исполнением обязанностей, предусмотренным налоговым законодательством в целях сбора и перечисления налоговых доходов в государственную казну.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть …………………………………………………………....4
1. Понятие и сущность налогов и сборов………………………………………..4

1.1 Понятие налога …………………………………………………………4

1.2 Понятие сбора…………………………………………………………...7

2. Участники налоговых отношений…………………………………………….7

3. Ответственность за совершение налоговых правонарушений…………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

II. Практическая часть………………………………………………………… ..27

Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

контрольная Налоги.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

I. Теоретическая часть …………………………………………………………....4

1. Понятие и сущность  налогов и сборов………………………………………..4

        

         1.1 Понятие налога …………………………………………………………4

        

         1.2 Понятие сбора…………………………………………………………...7

 

2. Участники налоговых  отношений…………………………………………….7

 

3. Ответственность за  совершение налоговых правонарушений…………….15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

 

II. Практическая часть………………………………………………………… ..27

 

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной России проблемы совершенствования налоговой  системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительного достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

В налоговой сфере  остается еще множество нерешенных проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России еще весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

 В России пока отсутствуют комплексные научные исследования, в которых вопросы управления налоговой системой рассматривались бы в критическом ключе, с точки зрения оценки имеющегося в развитых странах опыта и возможности его адаптированного использования в российских условиях.

Под налоговым процессом  понимается последовательная совокупность действий налоговых органов, налоговых агентов, налогоплательщиков или их представителей в связи с реализацией прав и/или исполнением обязанностей, предусмотренным налоговым законодательством в целях сбора и перечисления налоговых доходов в государственную казну.

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть

 

  1. Понятие и сущность налогов и сборов

 

 

Налоги — это одна из наиболее актуальных финансовых категорий.

Необходимо различать понятия «налог» и «налогообложение». «Налог» — это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» — процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы. В действующем российском налоговом законодательстве понятия налога и сбора разделены.

 

1.1. Понятие налога

 

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 г.) понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

  1. индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);
  2. отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;
  3. источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов — см. ниже).

Именно то, что налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства, составляет один из важнейших признаков налога — признак индивидуальной безвозмездности. Взимание налогов происходит в денежной форме в соответствии со строгой трактовкой налога как финансовой категории.

Цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах местных бюджетов — более 50%.

Финансирование государственных нужд — один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) — они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

1.2. Понятие сбора

 

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

  • обязательность платежа;
  • возмездность.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу.



В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

 

  1. Участники налоговых отношений

 

Участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, являются:

    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
    • консолидированные группы налогоплательщиков;
    • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
    • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ);
    • следственные органы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налогоплательщик может  участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут влиять на экономические результаты их деятельности, а именно:

    • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
    • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
    • лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.

Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.

Налогоплательщики имеют право:

    • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
    • получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований;
    • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
    • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
    • обжаловать акты налоговых органов;
    • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
    • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;
    • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Плательщики сборов имеют  те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщики обязаны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • встать на учет в налоговых органах;
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
    • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
    • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;
    • представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

 Организации  (за исключением тех, которые  не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно.

Консолидированная группа налогоплательщиков -  добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков  в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

 Участником консолидированной  группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

 Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах проявляется в том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.

 Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

 Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Информация о работе Налоги и сборы РФ