Налоги с физических лиц. Их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Налоги с физических лиц как  элемент налоговой системы 

1.1 Социально-экономическое  содержание налогов с физических  лиц     

Налоги с населения  как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом  экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы.     

Налоги с физических лиц  можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического  аспекта.     

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.     

Финансовый аспект – характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.     

Политический  аспект – состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.      

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.     

Налоги служат средством  индивидуальной связи гражданина с  федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и  управлению ими, позволяют ощутить  себя активным членом общества, дают основание  для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и  внебюджетных ресурсов, формируемых  налогоплательщиками.     

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.     

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.      

Налоги выполняют три  важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.

  1. Фискальная функция налогов.

 

     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для осуществления собственных  функций (оборонных, социальных, природоохранных  и др.).     

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь  расходов государства. Другие источники  финансирования бюджетных доходов  не идут ни в какое сравнение с  налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний  день фискальная функция налогов  настолько очевидна, что о ней  едва ли стоит писать подробнее. Следует  лишь отметить, что фискальная функция  налогов превалирует в ущерб  двум другим функциям в развивающихся  странах, а так же в развитых странах  в период экономических и военно-политических потрясений.

  1. Социальная функция налогов.

 

     Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними.     

Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные  разделы по ним содержатся в партийных  и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают  на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами.     

Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических  опросов большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует  слишком мало средств на обеспечение  их материального благосостояния и  слишком много отдаёт другим.     

Принцип взимания налогов  в зависимости от способности  налогоплательщика породил систему  прогрессивного налогообложения: чем  выше доход, тем непропорционально  большая часть его изымается  в виде налога. Принцип пропорционального  налогообложения предусматривает  одинаковую долю налога в доходах  независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода.     

На практике встречаются  все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых  бывают совершенно противоположными.     

Налоги на корпорации и  на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т. е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти  налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой  ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов  по отношению к высоким доходам  недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет.     

Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми  являются косвенные налоги, т. е. налог  на добавленную стоимость, акцизы и  таможенные пошлины, так как они  перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени  для лиц с высокими и низкими  доходами, поглощая относительно более  высокую долю доходов низкооплачиваемых слоёв.     

Установление социально  ориентированных налогов (уменьшение налоговой базы, ставок) ведёт к  сокращению поступления налогов  в бюджет и, по сути, равнозначно  социальным расходам бюджета, С помощью  социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение  чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.

  1. Регулирующая функция налогов.

 

     Регулирующая функция налогов  заключается в установлении и  изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых  льгот - освобождение от налогов части  прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической  политики.     

Эта функция заключается  в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно  влиять на процесс общественного  воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и  сокращать платёжеспособный спрос  населения и т.д.     

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.     

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс  расширенного воспроизводства следующие:

  • бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
  • государственные инвестиции в экономику;
  • прямое субсидирование предприятий в виде дотации или возвратных ссуд;
  • введение при необходимости денежно-кредитных ограничений;
  • лицензирование;
  • законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
  • финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • налоговая политика

 

     Экономическая сущность налогов с  населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.     

В разных странах существуют различные формы и виды налогов  с населения, но в основе их общие  принципы налогообложения:

    • всеобщность охвата налогами;
    • применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога на доходы, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
    • широкое применение косвенных налогов.

 

     Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие  и получающие доходы в России или  являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.      

Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица.     

Существуют налоги, общие  для юридических и физических лиц.    

Необходимо  отметить, что классификация налогов  по субъекту уплаты на сегодняшний  день носит условный характер. Это  определено с тем, что в связи  с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей, большую часть налогов, уплачиваемых физическими лицами, следует относить к смешанной группе, за исключением налога на доходы физических лиц и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

    Таблица 1.

Налоги  с юридических лиц

Налоги с  физических лиц

Налоги, взимаемые  как с физических, так и с  юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Акцизы

Налог на имущество  физических лиц

Транспортный  налог

Налог на прибыль организаций

 

Государственная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

 

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Налог на имущество организаций

 

Водный налог

Налог на игорный бизнес

   




 

    Классификация налогов по субъекту уплаты.

 

 

    Из  данных таблицы 1 видно, что из 13 видов  налогов 6 уплачивают непосредственно  юридические лица, уплата 5-и возложена как на юридических, так и на физических лиц, и 2 – только физические лица     

Все налоги, плательщиками  которых выступают физические лица объединены в три группы:

    • налоги, непосредственно взимаемые с населения (налог на доходы физ. лиц, налог на имущество);
    • косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);
    • налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

 

     Продуманная, социально ориентированная  налоговая политика создает предпосылки  для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую  деятельность, формирует базу для  интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых  поступлений. Посредством умелой налоговой  политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.     

Социальная функция и  направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового  обеспечения социальной политики (британской, франко-германской, североевропейской, американской и др.). Например, социальная функция НДФЛ реализуется посредством  сокращения неравенства в распределении  доходов, воздействия на уровень  доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего  спроса, качество жизни, демографические  и др. показатели социальной сферы. С помощью налога на доходы государство  оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность  и бесплатность образования, мотивации  труда, реализацию гражданами права  на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.     

Переход в теории и практике с позиций налога на доходы как  вынужденной меры к осознанию  объективной необходимости и  обязанности каждого уплачивать налоги, предопределил всеобщность  данного вида налогообложения. Единственным основанием для неуплаты налога на доходы становится материальное положение  субъекта налогообложения.     

С социально-экономической  точки зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения  является выбор модели и момента  применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики государства.

 

 

 1.2 Виды налогов  с физических лиц. Их характеристика.

Налоги являются основным источником формирования доходной части  бюджета РФ. Не последнюю роль в  этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими  видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом  косвенных налогов, включаемых в  стоимость покупаемой физическим лицом  продукции (например, акцизы), но основным налогом, который уплачивают все  граждане, является налог на доходы с физических лиц.     

Налогоплательщиками выступают  физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние —  по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства —  пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.     

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит  в том, что резиденты несут  полную налоговую ответственность  с дохода, т.е. подлежат подоходному  налогообложению по всем источникам — как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению  подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.     

Информация о работе Налоги с физических лиц. Их характеристика