Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, реферат
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.
Глава 1. Налоги с физических лиц как элемент налоговой системы
1.1 Социально-экономическое
содержание налогов с
Налоги с населения
как основной источник финансовых ресурсов
государства известны с незапамятных
времен, выступая необходимым элементом
экономических отношений с
Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.
Финансовый аспект – характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.
Политический аспект – состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.
Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).
Во всех государствах, при
всех общественных формациях налоги
в первую очередь выполняли фискальную
функцию, т. е. обеспечивали финансирование
общественных расходов, в первую очередь
расходов государства. Другие источники
финансирования бюджетных доходов
не идут ни в какое сравнение с
налоговыми платежами. Первая в историческом
плане и важнейшая на сегодняшний
день фискальная функция налогов
настолько очевидна, что о ней
едва ли стоит писать подробнее. Следует
лишь отметить, что фискальная функция
налогов превалирует в ущерб
двум другим функциям в развивающихся
странах, а так же в развитых странах
в период экономических и военно-
Социальная функция
Как уже отмечалось, налоги
играют важную роль в социально-политической
жизни человечества. Специальные
разделы по ним содержатся в партийных
и правительственных
Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдаёт другим.
Принцип взимания налогов
в зависимости от способности
налогоплательщика породил
На практике встречаются все три принципа взимания налогов, социальные последствия которых бывают совершенно противоположными.
Налоги на корпорации и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале, т. е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы, получающие сверхприбыли, должны ещё больше платить в бюджет.
Социальные взносы и налоги
на собственность носят
Установление социально
ориентированных налогов (уменьшение
налоговой базы, ставок) ведёт к
сокращению поступления налогов
в бюджет и, по сути, равнозначно
социальным расходам бюджета, С помощью
социально ориентированных
Регулирующая функция
Эта функция заключается
в том, что через систему
Важную регулирующую роль
играет сама система налогообложения,
применяемая правительством.
Основные направления
воздействия финансово-
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.
В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:
Согласно действующему законодательству
граждане РФ, иностранные граждане
и лица без гражданства, проживающие
и получающие доходы в России или
являющиеся собственниками объектов обложения,
исполняют налоговую
Эти три категории
Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц.
Необходимо отметить, что классификация налогов по субъекту уплаты на сегодняшний день носит условный характер. Это определено с тем, что в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей, большую часть налогов, уплачиваемых физическими лицами, следует относить к смешанной группе, за исключением налога на доходы физических лиц и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц (таблица 1).
Таблица 1.
Налоги с юридических лиц |
Налоги с физических лиц |
Налоги, взимаемые как с физических, так и с юридических лиц |
Налог на добавленную стоимость |
Налог на доходы физических лиц |
Земельный налог |
Акцизы |
Налог на имущество физических лиц |
Транспортный налог |
Налог на прибыль организаций |
Государственная пошлина | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | |
Налог на имущество организаций |
Водный налог | |
Налог на игорный бизнес |
Классификация налогов по субъекту уплаты.
Из данных таблицы 1 видно, что из 13 видов налогов 6 уплачивают непосредственно юридические лица, уплата 5-и возложена как на юридических, так и на физических лиц, и 2 – только физические лица
Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица объединены в три группы:
Продуманная, социально ориентированная
налоговая политика создает предпосылки
для вовлечения все большего количества
граждан в предпринимательскую
деятельность, формирует базу для
интенсивного развития производства и,
следовательно, способствует формированию
предпосылок для роста
Социальная функция и
направленность налогообложения напрямую
связаны с моделью финансового
обеспечения социальной политики (британской,
франко-германской, североевропейской,
американской и др.). Например, социальная
функция НДФЛ реализуется посредством
сокращения неравенства в распределении
доходов, воздействия на уровень
доходов, сбережений населения, объем,
динамику и структуру внутреннего
спроса, качество жизни, демографические
и др. показатели социальной сферы.
С помощью налога на доходы государство
оказывает влияние на социальное
обеспечение, охрану здоровья, материнства,
детства, медицинскую помощь, общедоступность
и бесплатность образования, мотивации
труда, реализацию гражданами права
на труд, защиту от безработицы, трудовые
взаимоотношения в сфере
Переход в теории и практике с позиций налога на доходы как вынужденной меры к осознанию объективной необходимости и обязанности каждого уплачивать налоги, предопределил всеобщность данного вида налогообложения. Единственным основанием для неуплаты налога на доходы становится материальное положение субъекта налогообложения.
С социально-экономической точки зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения является выбор модели и момента применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики государства.
1.2 Виды налогов
с физических лиц. Их
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.
Налогоплательщиками выступают
физические лица, достигшие совершеннолетия,
а также несовершеннолетние —
по отдельным видам доходов. Налогоплательщики,
как правило, подразделяются на резидентов
и нерезидентов. Главный критерий
для определения резидентства —
пребывание физического лица в стране
более 183 дней в году. Если физические
лицо удовлетворяет этому
Смысл разделения налогоплательщиков
на резидентов и нерезидентов состоит
в том, что резиденты несут
полную налоговую ответственность
с дохода, т.е. подлежат подоходному
налогообложению по всем источникам
— как внутренним, так и внешним,
а нерезиденты несут
Информация о работе Налоги с физических лиц. Их характеристика