Налоги с физических лиц. Их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих  налогов и сборов: 

1) налог на доходы физических  лиц;

2) налог на имущество;

3) водный налог;

4) государственная пошлина;

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

6) транспортный налог;

7) земельный налог;     

Рассмотрим подробнее  каждый из них.

1. Налог на доходы физических лиц.     

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в  бюджеты муниципальных образований  занимает 1 место и является основным налогом с населения.

     Налоговыми резидентами признаются физические лица фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

     При определении статуса налогоплательщика для целей исчисления налога на доходы физических лиц следует учитывать фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации.

     Поскольку в день въезда в Российскую Федерацию и в день выезда из Российской Федерации физическое лицо фактически находится в Российской Федерации, то правомерно эти дни учитывать при определении статуса налогоплательщика.

      Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ.

     Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации, для целей применения   Соглашений (Конвенций) о избежании двойного налогообложения, могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

     Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

     Налогоплательщик - налоговый резидент Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДФЛ по доходам в отношении которых установлена налоговая ставка 13% имеет право воспользоваться стандартными, социальными и имущественными вычетами.

     Налогоплательщик – не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации право на стандартные, социальные и имущественные вычеты не имеет.     

Плательщиками налога на доходы являются:     

1. Физические лица, имеющие  постоянное местожительство в  России (резиденты). К резидентам  относятся лица, проживающие в  России в общей сложности не  менее 183 дней в календарном  году.     

2. Физические лица, не  имеющие постоянного местожительства  в Российской Федерации (нерезиденты), в случае дохода на территории  России.     

3. Иностранные личные  компании, доходы которых рассматриваются  как доходы их владельцев. Владельцем  личной компании считается физическое  лицо, в собственности которого  находится любая хозяйственная  единица, доходы которой в стране  регистрации личной компании  не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.     

При выплате физическому  лицу предприятиями, учреждениями и  организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование  произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений  и промышленных образцов, а также  при исчислении налога по совокупному  годовому доходу учитываются документально  подтвержденные расходы. Если эти расходы  не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению  Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении  сумм вознаграждений физических лиц  за издание, исполнение или иное использование  произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов  открытий, изобретений и промышленных образцов".     

 

 

     Действуют специальные налоговые  льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение  каких-либо особых обстоятельств. Вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления.

     Упрощенно говоря, налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог. В этом случае сумма вычета уменьшает так называемую налогооблагаемую базу, то есть ту сумму дохода, с которой должен быть уплачен налог (например: имущественный налоговый вычет при продаже имущества).

     Вместе с тем, налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, ранее уплаченного в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).

     В данном контексте следует обратить внимание на то, что возвращается не вся сумма заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога. Проиллюстрируем это на примере. 
 
ПРИМЕР: В 2010 году Иванов И.И. получил облагаемый по ставке 13% доход (заработная плата) в размере 100 000 рублей. В этом же году Иванов И.И. заплатил за свое обучение 30 000 рублей и решил заявить социальный налоговый вычет по расходам, связанным со своим обучением.

Учитывая, что такой вычет  предоставляется в размере фактически понесенных расходов, в налоговой  декларации он вправе указать всю  сумму своих расходов на обучение – 30 000 рублей. Однако из бюджета ему будет возвращена не эта вся эта сумма, а соответствующая ей сумма уплаченного налога, то есть 30 000 * 13% = 3 900 рублей.

 
      При этом необходимо иметь в виду, что налоговые вычеты применяются только к доходам, которые облагаются НДФЛ по ставке 13%. Также вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которые освобождены от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход. К таким физическим лицам, в частности, относятся безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице, а также предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы.

      Стандартные налоговые вычеты

     Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц. Их размер для каждой категории фиксирован: 3000, 1400, 500 (п. п. 1 - 4 ст. 218 НК РФ).

     В отличие от иных налоговых вычетов стандартные налоговые вычеты не обусловлены наличием каких-либо расходов у физического лица. Применять их можно ежемесячно. Иными словами, доходы, полученные по итогам каждого месяца налогового периода, могут быть уменьшены на полагающиеся налогоплательщику стандартные вычеты. Единственным критерием, определяющим возможность применения данного вида налогового вычета, является отнесение налогоплательщика к соответствующей категории лиц, которым эти вычеты предоставляются. 
      Как правило, стандартные налоговые вычеты предоставляются работодателем. Для этого необходимо обратиться к своему работодателю с Заявлением о предоставлении стандартного налогового вычета, с приложением документов, подтверждающих право на такой вычет. При этом в случае, если налогоплательщик работает одновременно у нескольких работодателей, вычет может быть предоставлен только у одного работодателя по выбору налогоплательщика. 
     Вместе с тем, если в течение года стандартные вычеты не предоставлялись работодателем или были предоставлены в меньшем размере, налогоплательщик вправе их получить по итогам года, при обращении в налоговый орган по месту своего жительства при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). 
     Отметим, что на лиц, представляющих декларации с целью получения налоговых вычетов, предельный срок подачи декларации – 30 апреля не распространяется. То есть представить декларацию в связи с получением налоговых вычетов налогоплательщик может в любое время в течение года. 
      Чаще всего налогоплательщики заявляют стандартный налоговый вычет «на детей». Право на получение такого вычета имеют налогоплательщики, на обеспечении которых находится ребенок (дети) и являются родителями или супругом (супругой) родителя. Также этот вычет вправе получить опекуны, попечители и приемные родители (их супруги).  
      С 1 января 2012 года размер вычета был увеличен и составляет: 1 400 рублей - на первого ребенка; 1 400 рублей - на второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка. В некоторых случаях, например, для единственного родителя, размер вычета удваивается.  
 
Налоговый вычет «на детей» действует до тех пор, пока сумма дохода заявившего его лица не превысит 280 000 рублей.

      Социальные налоговые вычеты

      Социальные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет определенные расходы. Это так называемые социальные расходы, и связаны они с благотворительностью, обучением, лечением, с дополнительными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.

     За исключением вычета на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, социальные вычеты можно получить только при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих право на вычет, в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица по итогам года.

      Отметим, что на лиц, представляющих декларации с целью получения налоговых вычетов, предельный срок подачи декларации – 30 апреля не распространяется. То есть представить декларацию в связи с получением налоговых вычетов налогоплательщик может в любое время в течение года.

      Вычет по расходам, связанным с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием можно получить и до окончания года при обращении с соответствующим заявлением и комплектом документов непосредственно к работодателю. Но это возможно только в том случае, если взносы по договору добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) удерживались работодателем из зарплаты налогоплательщика и перечислялись им в соответствующие страховые компании (пенсионные фонды). 

 

     Социальные вычеты, как правило, предоставляются в размере фактически понесенных налогоплательщиком расходов, но не более 120 000 руб. (п. 2 статьи 219 НК РФ) в совокупности по всем социальным вычетам, кроме вычетов на благотворительность, на обучение детей, а также на дорогостоящее лечение.»

Имущественные вычеты

     Имущественные налоговые вычеты установлены статьей 220 НК РФ, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

     Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю. 

 

2. Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц на территории РФ введен Законом  Российской Федерации от 19.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».     

Налог на имущество физических лиц является местным налогом  и полностью зачисляется в  доходы местных бюджетов.     

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых  домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).     

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой  базы и соответствующей ставки налога.

     Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

     Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.     

От уплаты налога на имущество  физических лиц освобождаются следующие  категории граждан:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Информация о работе Налоги с физических лиц. Их характеристика