Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить государственные доходы Республики Казахстан.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и сущность государственных доходов: классификацию доходов и рассмотреть государственную политику доходов;
- рассмотреть налоги, сборы и другие обязательные платежи поступающие в местный бюджет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...….3
1. Понятие и сущность государственных доходов
1.1 Сущность государственных доходов……………………………………..4
1.2 Классификация государственных доходов……………………………....8
1.3 Государственная политика доходов……………………………………...9
2. Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты
2.1 Местные налоги и сборы в системе государственных доходов……….13
2.2 Основные направления совершенствования местного
налогообложения……………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 61.87 Кб (Скачать файл)

К финансовым ресурсам государства, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся  средства, полученные от распространения  облигаций государственных и  местных займов, кредиты, выданные Национальным банком или другими, банками для  пополнения средств бюджетов или  внебюджетных государственных и  местных фондов.

Если  принять во внимание порядок образования  и использования государственных  и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на такие  две группы, как централизованные и децентрализованные доходы,

Децентрализованные  государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и местных) предприятий, организаций, которые  остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть  прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной  или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями  и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество. Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается  своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные  в государственных и местных  бюджетах и внебюджетных фондах. Согласно законодательству доходы централизуются также в масштабах городов, районов  и входящих в них административно-территориальных  единиц.

Доходные  источники государственных и  местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для  финансирования намеченных программ.

Вместе  с тем в 90-х гг. за счет части  государственных и местных доходов  стали создаваться внебюджетные фонды различного целевого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические  фонды и т.д. В каждый из них  зачисляются специально определенные виды платежей. /2 – с.340-353/

1.2 Классификация государственных  доходов

Государственные доход, поступающие  в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При  классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РК).

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные  и доходы субъектов Федерации. По методу мобилизации государственных  доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Классификация государственных доходов позволяет  глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю  систему государственных доходов.

В зависимости  от организационно-правового оформления форм собственности государственные  доходы состоят из:

1) доходов  государственных предприятий и  организаций;

2) налоговых  поступлений частнопредпринимательского  сектора;

3) налоговых  платежей населения;

4) налоговых  поступлений кооперативных и  коллективных организаций и предприятий;

5) налоговых  поступлений общественных организаций.

В зависимости  от сфер создания государственные доходы классифицируются:

1) на  доходы, формируемые в сфере материального  производства;

2) доходы, образующиеся в непроизводственной  сфере.

По финансовому  содержанию государственные доходы делятся на:

1) налоговые;

2) неналоговые  (средства от разгосударствления  и приватизации, доходы от денежно-вещевых  лотерей и т.д.).

В случае мобилизации налоговых доходов  возможна смена форм собственности.

По методам  мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.

Отдельные составляющие стоимости валового общественного  продукта и национального дохода формируют систему государственных  доходов и финансовых ресурсов как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству. Основное место среди них занимают чистый доход общества в виде чистого дохода государственных предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений на социальныенужды (в пенсионные фонды). Сюда относится также сальдо взаимоотношений хозяйственных организаций по регулированию разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию. Данные виды доходов образуются на предприятиях разных форм собственности, по-разному участвуя в распределительном процессе. Если поступления от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин целиком передаются в распоряжение государства, то чистый доход государственных предприятий, отчисления на социальное нужды - только частично.

Чистый  доход общества выражает стоимость  прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный  продукт получает форму чистого  дохода.

Важнейшей частью прибавочного продукта и, соответственно, чистого дохода общества является чистый доход хозяйствующих субъектов.

Главным фактором роста чистого дохода является:

повышение производительности труда (обеспечивающее увеличение объема производства продукции  и снижающее затраты труда  на единицу продукции, то есть себестоимость);

экономия  материальных и денежных ресурсов на производство продукции;

улучшение качества продукции;

повышение эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;

естественные  условия производства.

На практике отдельные хозяйствующие субъекты пытаются увеличить доход за счет необоснованного повышения цен, что ведет к снижению доходности у предприятий-потребителей. Это  противоречит интересам обществ, так  как изменяет пропорции распределения  национального дохода в интересах  отдельных хозяйствующих субъектов. /3 – с. 240-257/

1.3 Государственная политика доходов

Государственная политика доходов в последние  годы была направлена на их сдерживание  как средство сжатия платежеспособного  спроса и борьбы с инфляцией. Регулирование  и перераспределение доходов  постепенно перестает быть государственной  функцией. Исчезли государственная  поддержка всего населения в  виде дотаций на жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт, детские  товары, хлебопродукты. Значительно  сократилось число получателей  государственных пособий. Новая  пенсионная система перекладывает  заботу об обеспечении собственной  старости на плечи населения.

Государством  в настоящее время напрямую регулируется только уровень заработной платы  работников бюджетной сферы. При  этом тарифные ставки и должностные оклады определяются исходя из минимального размера заработной платы, являющегося основой всей системы организации заработной платы по Единой тарифной сетке (ЕТС). Государственный контроль в области оплаты труда по видам экономической деятельности ограничен сферой легальности получения заработка и уплаты налогов.

Несмотря  на рыночные преобразования, оплата труда  остается пока единственным гарантированным  источником существования. Ее доля в  общих денежных доходах населения  составляет 72-74%. Доля доходов от предпринимательской  деятельности, от собственности не превышает 3% всех денежных доходов населения.

В республике сохраняется резкая дифференциация оплаты труда в отраслевом, региональном разрезе, в городской и сельской местности. Существуют тендерные различия в оплате труда: женщины по республике получают в среднем только 68% от заработной платы мужчин.

  В Казахстане резко увеличилась  межотраслевая дифференциация доходов.  Произошло значительное увеличение  доходов в сфере финансового  посредничества, отраслях ТЭК, в  то время как доходы занятых  в сельском хозяйстве, образовании,  здравоохранении заметно снизились.

Объективной реальностью стало неравенство  в распределении доходов. Разрыв в уровне денежных доходов 10% наиболее состоятельных и 10% самых бедных слоев населения составляет 11 раз (при оптимальных, сложившихся в мировой практике пределах дифференциации доходов в 4-6 раз). Квинтильный коэффициент составил в 1999 г. 6,9 против 3,6 в 1989 г. Доля трех средних по доходам групп составляет 51,7%.

Государственная политика доходов является составной  частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения и нейтрализацию  инфляционного обесценивания доходов  и сбережений населения.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система  денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его  участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в  прошлом. Целью социальных трансфертов  является гуманизация отношений  в обществе, предотвращение роста  преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного  распределения доходов заключается  в том, что оно необходимо для  максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов  состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов  высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым  уменьшается стремление и тех, и  других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются  стимулы к производительному  труду, а следовательно, снизится эффективность  экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует  войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.)

Перераспределение доходов от богатых  к бедным американский экономист  А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно  ведет к снижению экономической  эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой  мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают  объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда  по заработной плате высока, повышение  налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному  сокращению предложения труда в  легальном секторе экономики  и перетеканию его в теневой  сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Основные  направления государственной политики доходов:

- повышение  стимулов к труду, увеличение  доходов от предпринимательской  деятельности;

- совершенствование  законодательную базу, обеспечивающей  возможность приложения труда  каждого гражданина в разных  видах экономической деятельности;

-повышение ответственности социальных партнеров за регулирование вопросов оплаты труда на основе трехстороннего сотрудничества;

-усовершенствование  системы оплаты труда медицинских  работников, учителей и других  работников бюджетной сферы;

-совершенствование  социальной помощи государства:  она должна быть адресована  только тем гражданам, кому  она крайне необходима и самостоятельная  жизнедеятельность которых невозможна  в силу объективных причин;

Информация о работе Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты