Налоги в экономической системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разобраться в действующей налоговой системе России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.
В качестве источников были использована научная и периодическая литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2. Виды налогов и их классификация 9
1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11
2. Налоговая система Российской Федерации 14
2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14
2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17
3. Пути развития налоговой системы РФ 19
3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19
3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23
3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

содержание налоги.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1. Налоги в экономической системе государства 6

1.1 Сущность и функции налогов 6

1.2. Виды налогов и их классификация 9

1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11

2. Налоговая система Российской Федерации 14

2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14

2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17

3. Пути развития налоговой системы РФ 19

3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19

3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23

3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27

Заключение 33

Список используемой литературы 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От создания оптимального механизма  бюджетно-налоговых отношений, обеспечения  действительного сочетания интересов  на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового  равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех  экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма исключительно сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 89 субъектов и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

По своему экономическому содержанию налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально-экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов и муниципальных образований, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц. И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем вышеактивное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

Налоговая система призвана создать  условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Обзор литературы по теме исследования свидетельствует о том, что действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается.

Реформа налоговой системы  России – одно из актуальных направлений  экономической политики нашего государства. В настоящее время происходит осмысление накопленного более чем за 15 лет отечественного опыта ее функционирования. Решение новых задач рождает потребность в глубоких разработках в области теории налогов и организационно – практических аспектов деятельности налоговых органов. Мобилизация налогов и других обязательных платежей в бюджет является важнейшим направлением экономической политики Правительства РФ.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация. Также актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально- экономической политики и условия для экономического роста России.

Цель данной работы разобраться  в действующей налоговой системе  России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.

В качестве источников были использована научная и периодическая  литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоги в экономической  системе государства

1.1. Сущность и  функции налогов

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

•   работники, своим  трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

•   хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.

По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения - детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы - здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления.

В микроэкономическом аспекте налог - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Наиболее полное определение  налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Статья 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Иными словами, налог основывается:

•        на обязательности уплаты налога всеми  лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;

•        на индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

•        на безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

•        на отчуждении доли денежных средств, принадлежащих  организации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов проявляется  через их функции.

Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

Через фискальную функцию  государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Регулирующая  функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

С помощью регулирующей функции  осуществляются: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы: регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Стимулирующая функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Таким образом выглядит распределительная функция налогов.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.

 

    1. Виды налогов и их классификация

Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источникам уплаты, формам взимания и т.д. Это позволяет в большей степени охватывать все многообразие видов доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативное влияние налогового процесса за счет перераспределения налогов.

Налоги и сборы могут  быть классифицированы по ряду признаков:

  • по способу взимания налогов;
  • по плательщикам;
  • по объекту налогообложения;
  • по уровню власти;
  • по целевой направленности введения налога;
  • периодические и разовые налоги и т.д.

В зависимости от характера  налогового изъятия налоги делятся  на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество и ряд других налогов). Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.). Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов.

По целевому назначению налоги бывают:

    • общие;
    • специальные ;
    • чрезвычайные.

Отличительной особенностью общих налогов является то, что  они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. Специальные налоги, имеют строгое целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты:

    • с физических лиц;
    • с юридических лиц;
    • с физических и юридических лиц.

Информация о работе Налоги в экономической системе государства