Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель данной работы разобраться в действующей налоговой системе России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.
В качестве источников были использована научная и периодическая литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.
Введение 3
1. Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2. Виды налогов и их классификация 9
1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11
2. Налоговая система Российской Федерации 14
2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14
2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17
3. Пути развития налоговой системы РФ 19
3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19
3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23
3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Вследствие гипертрофированных налоговой системы и бюджетного устройства РФ налоговые органы выступают исключительно в качестве фискальных органов. Такие же реально существующие проблемы, как предупреждение налоговых правонарушений, разъяснение налоговой политики государства, упрощение и повышение эффективности действующих налогов, исполнение которых в свою очередь способствовало бы повышению собираемости налогов, снижению дефицита бюджета, увеличению экономической активности населения, попадают в разряд второстепенных, оказываются невостребованными.
К тому же в условиях непродуктивного бюджета, отягощенного издержками на содержание бюрократии, налоговые законы наполняются не адекватным экономике содержанием и постоянно пополняются нормами, нарушающими имущественные права граждан и корпораций, деформирующими естественное развитие экономики, выхолащивающими экономический смысл из юридически утверждаемых налоговых законов.
В современных условиях налоговая система выполняет в основном фискальные задачи в ущерб регулирующим, т. е. направлена на обеспечение государственной бюрократии финансовыми ресурсами. Сведение налоговых действий лишь к аккумулированию доходов в государственную казну вне установления их функциональной зависимости от величины реального экономического потенциала превращает налоговую систему в РФ в конфискационную.
В настоящее время в России ничего не делается для того, чтобы сформировать финансово-налоговый механизм экономического роста, характерный для прогрессивного типа налоговой политики. Анализ современной ситуации в российской экономике приводит к выводу, что финансовая и прежде всего налоговая система негативно влияет на развитие экономики. Преобладает фискальный подход, не анализируется действительная эффективность налоговой системы, которая заключается прежде всего не в количестве собранных налогов, а в действенности налогового воздействия на развитие производства как источника всех финансовых поступлений.
К основным порокам действующей налоговой системы в РФ можно отнести следующие:
Налоговая система РФ характеризуется значительной централизацией налоговых полномочий на федеральном уровне. У регионов практически нет полномочий по мобилизации доходов в региональный бюджет. В отличие от развитых федеративных государств, в РФ местные доходы фактически играют вспомогательную роль в формировании доходной базы муниципалитетов. Перечень местных налогов строго ограничен, значительных полномочий в отношении этих налогов у органов местного самоуправления нет.
В данное время в РФ важное значение приобретает проблема достижения оптимального сочетания централизации и децентрализации налоговых доходов. Децентрализация предполагает передачу более значительных полномочий органам власти на местах, с тем, чтобы те могли самостоятельно принимать решений по формированию доходов, расходов и нормативно-правовому регулированию.
Отсюда можно сделать следующий вывод: действующие формы и средства налогообложения экономически не адаптированы к реальной хозяйственной жизни, их воздействие на экономические процессы имеет исключительно фискальный, подавляющий характер и, соответственно, при таких обстоятельствах даже позитивные сдвиги в экономической действительности не дают оснований надеяться на прирост налоговых поступлений.
3.2. Развитие
правовой базы налоговой
Особенностью российского
В состав налогового законодательства входит:
1) федеральное налоговое
2) региональное налоговое
3) муниципальные налоговые акты.
Федеральное налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса Российской
Федерации и принятых в соответствии с
ним федеральных законов, например, Закона
РФ «О налоговых органах в Российской
Федерации», а также норм, содержащихся
в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях
о разделе продукции», «О закрытых административно-
Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).
Региональное налоговое
Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.
Таким образом, налоговое законодательство РФ состоит исключительно из актов представительных органов власти.
Акты органов исполнительной власти (Правительство РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления) по вопросам налогообложения не включаются в состав налогового законодательства.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает, что Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.
К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Необходимым является также определение элементов налогообложения:
1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти – Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.
Оперативное управление, т.е. комплекс мер, преследующих получение максимального эффекта при минимальных затратах, осуществляется финансовым аппаратом. С его помощью государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях народного хозяйства.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах.
За неисполнение обязанностей по уплате
налогов налогоплательщики
3.3. Совершенствование налоговой системы России
Анализ налоговой системы РФ показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании.
Основные направления
совершенствования налоговой
1) по мере снижения
обязательств государства в
2) сделать налоговую систему
более справедливой по
3) налоговая система должна
обеспечить снижение уровня
Информация о работе Налоги в экономической системе государства