Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель данной работы разобраться в действующей налоговой системе России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.
В качестве источников были использована научная и периодическая литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.
Введение 3
1. Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2. Виды налогов и их классификация 9
1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11
2. Налоговая система Российской Федерации 14
2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14
2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17
3. Пути развития налоговой системы РФ 19
3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19
3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23
3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Россия в рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.
Для эффективной работы налоговой системы в стране необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:
- законодательно ликвидировать
многочисленные налоговые
- законодательно и
- ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;
- законодательно и
Реализация указанных
мероприятий будет
- выровнять условия
- добиться отмены налогов и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;
- привести налоговую базу
по взимаемым налогам в
- провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;
- снизить общее налоговое
бремя посредством более
- упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога.
Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть – в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18 %. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков. Действительно, как видно из данных приведенных во второй главе, темп прироста НДС в консолидированном бюджете в 2005 году составил более 37 %, несмотря на снижение ставки налога – это самый значительный темп роста данного налога за все пять лет (с 2002 по 2007 год), которые рассматривались в рамках анализа. Успех может быть объяснен двумя причинами: во-первых, изменение было сделано, когда экономика страны находилась на стадии роста; во-вторых – сокращение было не столь значительным и не разбалансировало бюджет. Аналогичный успех был достигнут и при резком снижении НДФЛ до 13 %, а потом и ЕСН до 26%. Налогообложение фонда оплаты труда за счет этого резко сократилось – это дало как положительный социальный эффект, так и фискальный.
4) необходимо обеспечить
стабильность налоговой
5) упростить методики исчисления налогов. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы – например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговых расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.
6) необходимо также пересмотреть
нормы амортизационных
7) в настоящее время
налоговое законодательство
8) одним из важных направлений
совершенствования налоговой
9) введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль – с принятием главы 25 НК РФ была отменена льгота, которая исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий.
По моему мнению, налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования. При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется, по моему мнению, необходимым шагом.
10) налоговой системе РФ
нужна целостная концепция. В
частности, на уровне
11) необходимо пересмотреть
пропорции соотношения
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Основой эффективной работы налоговой системы должна стать сознательная готовность большинства населения страны к добровольному выполнению налогового законодательства.
Основные направления
совершенствования налоговой
Поэтому стратегической целью совершенствования единой системы налоговых органов России может являться создание благоприятных предпосылок для повышения эффективности экономики и укрепления доходной части бюджета на основе формирования справедливой, ясной, стабильной, прозрачной и предсказуемой налоговой системы.
Информация о работе Налоги в экономической системе государства