Налоги в экономической системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разобраться в действующей налоговой системе России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.
В качестве источников были использована научная и периодическая литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2. Виды налогов и их классификация 9
1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11
2. Налоговая система Российской Федерации 14
2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14
2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17
3. Пути развития налоговой системы РФ 19
3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19
3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23
3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

содержание налоги.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

Россия в рейтинге стран  по уровню сложности налоговой системы  занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.

Для эффективной работы налоговой  системы в стране необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

- законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов  и сборов, так и по категориям  налогоплательщиков;

- законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

- ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

- законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Реализация указанных  мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

- выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов  и сборов, взимаемых без учета  результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

- привести налоговую базу  по взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

- провести комплекс мер  организационного характера по  повышению уровня собираемости  налогов и сборов, в частности,  за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

- снизить общее налоговое  бремя посредством более равномерного  распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

- упростить налоговую  систему за счет сокращения  общего числа видов налогов  и сборов, унификации порядка  уплаты налоговых платежей, замены  ряда видов налогов единым  налогом на доход субъекта  налога.

Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть – в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18 %. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков. Действительно, как видно из данных приведенных во второй главе, темп прироста НДС в консолидированном бюджете в 2005 году составил более 37 %, несмотря на снижение ставки налога – это самый значительный темп роста данного налога за все пять лет (с 2002 по 2007 год), которые рассматривались в рамках анализа. Успех может быть объяснен двумя причинами: во-первых, изменение было сделано, когда экономика страны находилась на стадии роста; во-вторых – сокращение было не столь значительным и не разбалансировало бюджет. Аналогичный успех был достигнут и при резком снижении НДФЛ до 13 %, а потом и ЕСН до 26%. Налогообложение фонда оплаты труда за счет этого резко сократилось – это дало как положительный социальный эффект, так и фискальный.

4) необходимо обеспечить  стабильность налоговой системы  и налогового законодательства – действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок.

5) упростить методики исчисления налогов. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы – например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговых расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.

6) необходимо также пересмотреть  нормы амортизационных отчислений – дело в том, что в настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации.

7) в настоящее время  налоговое законодательство при  исчислении конкретных налогов практически не принимает во внимание фактор инфляции – необходимо совершенствовать методики расчета налогов.

8) одним из важных направлений  совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота – необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений – определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.

9) введение инвестиционных  льгот по налогу на прибыль  – с принятием главы 25 НК  РФ была отменена льгота, которая  исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий.

По моему мнению, налоговое  законодательство должно строиться  таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования. При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется, по моему мнению, необходимым шагом.

10) налоговой системе РФ  нужна целостная концепция. В  частности, на уровне законодательной  власти должны четко сформулировать  цель экономического развития страны, а уже затем для ее реализации определять необходимый набор инструментов, одним из которых являются налоги.

11) необходимо пересмотреть  пропорции соотношения налоговых  доходов федерального и региональных бюджетов. Пока что, большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов и ставит их в зависимость от федерального бюджета.

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Основой эффективной работы налоговой системы должна стать  сознательная готовность большинства населения страны к добровольному выполнению налогового законодательства.

Основные направления  совершенствования налоговой системы  включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов.

Поэтому стратегической целью  совершенствования единой системы налоговых органов России может являться создание благоприятных предпосылок для повышения эффективности экономики и укрепления доходной части бюджета на основе формирования справедливой, ясной, стабильной, прозрачной и предсказуемой налоговой системы.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 370 с.
  2. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение /Под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской - М.:Питер,2009- 528 с.
  3. Вылкова Е.С.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. /Сердюков А. Э, Вылкова Е.С., М.: Финансы и статистика, 2008- 704 с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп.на 20 сентября 2010 г.-М.:Эксмо,2010.-512 с.(Законы и кодексы)
  5. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru
  6. Дьякова Е.Б., Сушкова И.А. Налоговая система Российской Федерации в условиях реализации бюджетного федерализма//Финансы и кредит.-2011.№7. – с.55 – 64
  7. Зло<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Налоги в экономической системе государства