Налоги в экономической системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разобраться в действующей налоговой системе России, определить ее роль в формировании доходной части бюджетов, охарактеризовать проблемы становления и развития в РФ и предложить пути их решения.
В качестве источников были использована научная и периодическая литература, а также ресурсы сети Интернет. Применялись диалектические, статистические и экономико-математические методы исследования, методы системного анализа экономических явлений, прогнозирования развития организационно - экономических и социально- экономических процессов.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2. Виды налогов и их классификация 9
1.3. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах. 11
2. Налоговая система Российской Федерации 14
2.1.Структура налоговой системы Российской Федерации 14
2.2. Противоречия налогов собираемых в РФ 17
3. Пути развития налоговой системы РФ 19
3.1. Проблемы совершенствования налоговой системы 19
3.2 Развитие правовой базы налоговой системы РФ 23
3.3 Совершенствование налоговой системы РФ 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

содержание налоги.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

По объекту обложения налоги классифицируются:

  • с дохода;
  • с имущества;
  • с оборота;
  • с капитала;
  • ресурсные налоги.

В зависимости от установленных  ставок налогообложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 В Российской Федерации по уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным относятся  следующие налоги :

  1. налог на добавленную стоимость (НДС)
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль;
  5. налог на добычу полезных ископаемых.
  6. водный налог;
  7. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  8. государственная пошлина;

Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.

Региональные налоги и  сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

1)  налог на имущество организаций;

2)  транспортный налог;

3)  налог на игорный бизнес.

К местным налогам и  сборам относятся:

1)  земельный налог;

2)  налог на имущество физических лиц.

 

    1. Основные принципы построения налоговой системы в экономически развитых странах

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям  органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

В основе построения большинства  действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

В настоящее время существуют и более современные принципы налогообложения, такие как:

    • экономические;
    • юридические;
    • организационные.

Общие экономические принципы налогообложения:

  1. соразмерность
  2. экономичность
  3. максимального учета интересов налогоплательщика
  4. справедливость
  5. эффективность

Юридические принципы налогообложения

  1. равного налогового бремени (принцип нейтральности)
  2. установления налога законом
  3. отрицания обратной силы налогового закона
  4. приоритет налогового закона над не налоговыми
  5. сочетания интересов государства, его субъектов

 

Общие организационные принципы налогообложения:

  1. единство налоговой системы
  2. подвижности или эластичности налогов
  3. стабильности налогов
  4. множественности налогов
  5. исчерпывающего перечня региональных и местных налогов

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход

Принципы построения налоговой  системы в Российской Федерации  определены Конституцией и Налоговым кодексом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая система РФ

2.1.  Структура  налоговой системы РФ

Налоговая система – это  совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм, и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Федеральные налоги  действуют  на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными(представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщикам определяются НК.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Помимо налогов НК РФ установлены  специальные налоговые режимы, которые  предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы, действующие на территории РФ:

    1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    2. упрощенная система налогообложения (УСН);
    3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости

Эффективность налоговой  системы обеспечивается соблюдением  определенных критериев, требований и принципов налогообложения.

Принципы построения налоговой  системы в Российской Федерации  сформулированы в части первой Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  7. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах  является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

 

 

 

2.2 Противоречия налогов, собираемых в РФ

Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и  недоработок.

Существует объективное  противоречие между двумя основными  субъектами налоговых отношений (государством и налогоплательщиками), которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что частный собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения. Действующая налоговая система это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более 50% от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, что предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных тенденций в социально-экономическом развитии страны.

Отмена прогрессивной  шкалы ставок обложения подоходного  налога противоречит здравому смыслу. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов - справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения;

Структура соотношения  прямых и косвенных налогов в российской налоговой системе заметно отличается от большинства развитых стран, и на первый план выходит фискальная ориентация налоговой системы.

В РФ низка доля прямых налогов (на конец ХХ в). В 2003 г. в налоговой нагрузке Российской Федерации преобладали косвенные налоги — около 70%. По данным Федеральной налоговой службы в 2005 г. доля косвенных налогов немного снизилась и составила 53,94% в налоговых доходах федерального бюджета. В 2008—2009 гг. косвенные налоги (без учета доходов от внешнеэкономической деятельности) составляли 54,2% в общих доходах бюджета.

Низкая доля прямых налогов обусловлена в частности, небольшой долей налоговых поступлений  от подоходного налога (14,6 % в 2007 г. и 19,8% в 2008г.), тогда как в странах  с развитой экономикой подоходный налог дает от 24 до 72% общего объема налоговых доходов в бюджет государства.

Причиной подобного  значения косвенных налогов в  российской экономике является, с  одной стороны, относительная легкость их получения (ориентация на фискальную функцию налогообложения в разрезе косвенных налогов), а с другой - серьезные препятствия в сборе прямых налогов с налогоплательщиков (физических и юридических лиц). В силу того, что косвенные налоги включены в отпускную цену продукции, то при покупке товара или услуги уплата налога перекладывается непосредственным образом на конечного потребителя, поэтому косвенные налоги являются налогами на потребление, уплачиваемыми гражданами, регулярно совершающими покупки товаров. Быстрота, надежность и легкость получения косвенного налога (НДС, акциза или таможенной пошлины), т.е. прямая фискальная выгода государства делают косвенные налоги основными в структуре налоговых поступлений в бюджеты РФ.

В условиях инфляционных процессов  и огромной ставки НДС этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Можно сделать вывод о более фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей стране.

Перечисленные противоречия налогов, взимаемых в нашей стране далеко не единственные. Более подробно недостатки налогооблажения в РФ будут рассмотрена в следующей главе.

 

 

3. Пути развития налоговой системы государства

3.1.  Проблемы  совершенствования налоговой системы

По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Реформа начала и контрреформа конца 2000 -х по сути очередное проявление «провала» государства, заключающегося в неспособности последнего создать стабильную, легитимную справедливую и эффективную налоговую систему.

Налоговая система выполняет в обществе две основные функции - фискальную и регулирующую. При этом в фискальной функции налоговой системы, снабжающей финансовыми средствами государство, все более возрастает противоречие между необходимостью постоянного расширения доходной базы бюджета на содержание государственной номенклатуры и ограниченными возможностями членов общества в ее обеспечении.

Все усиливающееся противоречие регулирующей функции налогообложения заключается в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства наталкивается на все большее нежелание бюрократии заниматься проблемами социально-экономического развития страны.

Информация о работе Налоги в экономической системе государства