Налоги зарубежных стран и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьёзно изменила налоговую систему, приближая её к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу.

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Правовую основу налогообложения в этой стране составляет Закон 1992г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также другие акты  налогового законодательства, определяющие порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Налоговая система Беларуси характеризуется значительной долей косвенного налогообложения и большим числом разного рода сборов. В общей сложности насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет.

К общегосударственным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог на недвижимость; налог на приобретение автотранспортных средств; чрезвычайный налог; земельный налог; экологический налог; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощённую систему налогообложения; плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница Российской Федерации, плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжёловесных и крупногабаритных транспортных средств; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде; плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.

Местными органами власти предоставлено право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие обязательные платежи: налог на рекламу; налог на продажу товаров в розничной торговой сети; сборы с пользователя; сборы за услуги; целевые сборы.

Налог на добавленную стоимость является бюджетообразующим, так как за счёт него обеспечивается более 25% доходов республиканского бюджета. Этим налогом облагаются обороты по реализации товаров и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Основная ставка НДС составляет 20%: пониженная ставка в размере 10% применяется при реализации определённых видов товаров и услуг, например таких, как продукция растениеводства и животноводства, рыболовства и пчеловодства, а также продовольственных и детских товаров. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы и транспортные услуги.

Акцизами облагаются: спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили, сырая нефть, дизельное топливо и бензин. Ставки акцизов преимущественно твёрдые. Например, алкогольная продукция облагается по ставке 4690 белорусских рублей за 1 литр спирта, в ней содержащегося, а сырая нефть  16,5 евро за тонну.

Налогом на прибыль облагаются юридические лица. Общая ставка налога составляет 30%, прибыль малых предприятий, а также дивиденды облагаются по ставке 15%, а прибыль предприятий агропромышленного комплекса  по ставкам 7-10%. От неуплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров, и некоторые другие категории налогоплательщиков.

Подоходный налог с физических лиц уплачиваются с доходов в денежной и натуральной формах, полученных в течение календарного года. Налог взимается по прогрессивной пятиступенчатой шкале в 9,15,20,25 и 30% в зависимости от размера дохода. Авторские вознаграждения, выплачиваемые наследникам авторов, облагаются по ставке 40%. Иностранные граждане, не относящихся к категории постоянно находящихся на территории Республики Беларусь, обязаны уплачивать налог по ставке 20%. Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или налоговыми органами на основе деклараций, подаваемых налогоплательщиками. Декларации должны предоставляться физическими лицами в 30-дневный срок со дня получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом исходя из заявленного в декларации дохода.

Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности взимаются с банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также с иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. Налогообложение этих видов деятельности осуществляется по ставке 30% для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и по ставке 40% по доходам от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату НДС и налога на прибыль.

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности  взимается по ставке 8%. Налогооблагаемый доход определяется как разность между суммой выручки от организации лотерей и суммой начисленного призового фонда лотереи.

Налогом на игорный бизнес облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. Ставки налога установлены в минимальных заработных платах в месяц за один игровой объект.

Налог на недвижимость взимается с юридических лиц по ставке 1% в год с остаточной стоимости находящихся в собственности или во владении  основных производственных фондов. Физические лица уплачивают налог по ставке 0,1% со стоимости принадлежащих им объектов недвижимости.

Земельный налог уплачивают юридические и физические лица собственники и пользователи земельных участков. Ставки налога установлены в белорусских рублях за гектар.

Экологический налог взимается исходя из объёмов добываемых из природной среды ресурсов, объёмов выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ, а также объёмов переработанных нефти и нефтепродуктов.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается в размере 5% от стоимости находящихся в собственности транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Налоги в оффшорах.

Ранее отмечалось, что моделирование налоговых систем некоторых государств в силу различных причин может пойти по пути установления на всей их территории или её части льготного режима налогообложения. В этом случае соответствующие зоны приобретают статус льготных; их и принято называть оффшорами. К числу основных признаков, указывающих на приоритетность льготного налогообложения, относятся: отсутствие налогов на доходы, освобождение от налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности, распространение налоговых льгот на компании определённой организационно-правовой формы или на нерезидентов.

Оффшорные зоны могут быть условно подразделены на  различные группы, прежде всего, по видам, размеру и периодичности уплачиваемых налогов и сборов. По этому основанию выделяются юрисдикции, в которых налоги уплачиваются по крайне низким ставкам, а также зоны, на территории которых взимаются разовые и ежегодные регистрационные сборы и пошлины[12]. Возможна классификация оффшорных зон и по другим основаниям, включая наличие в законодательстве положений, определяющих особый статус оффшорных компаний, налоговых льгот для отдельных видов деятельности, особенностей налогового режима отдельных территорий государств с обычным налогообложением и пр. Существуют также юрисдикции, специализирующиеся на предоставлении налоговых льгот компаниям определённой организационно-правовой формы.

Например, Княжество Андорра относится к зонам льготного налогообложения прежде всего из-за того, что налоги на прибыль на его территории не взимаются. Однако возможности использования таких льгот существенно ограничиваются тем, что в соответствии с законодательством этого государства иностранные инвесторы могут участвовать лишь в качестве совладельцев национальных корпораций, при этом доля такого участия не может превышать 1/3 акционерного капитала.

В этом государстве взимается косвенный налог на потребление по ставке 4%. Индивидуальное подоходное налогообложение в отношении физических лиц-резидентов отсутствует. Для получения подобного налогового статуса иностранцу необходимо приобрести недвижимость в Андорре и проводить на её территории не менее 183 дней в году. Иностранцы, являющиеся резидентами этой страны, но не работающие на её территории, уплачивают налог на «пассивное резидентство» в размере 1 млн. испанских песет.

Система налогов и сборов Багамских и Бермудских островов являются оффшорными и имеют много общего[13]. Льготный характер их юрисдикций проявляется прежде всего в том что на территориях этих островов не взимаются налог на прибыль корпораций, налог на распределение прибыли, косвенные налоги на потребление, налоги на капитал и имущество, трансфертные налоги. В соответствии с Законом о международных предпринимательских компаниях 1989г. данными льготами в первую очередь могут воспользоваться международные деловые компании, являющиеся нерезидентами. Этим компаниям запрещено осуществлять какую-либо деятельность на территории островов.

Уплата обычных налогов заменяется взиманием ежегодного сбора, который в зависимости от размера уставного капитала составляет от 100 до 300 долларов США. Кроме того, взимаются и некоторые другие налоги, например налог на доходы от азартных игр на Багамских островах. Подоходное налогообложение на территории островов отсутствует.

Британские Виргинские острова также представляют льготный налоговый режим компаниям международного бизнеса. Правовую основу оффшорной деятельности на территории островов составляет Закон о компаниях 1885г. в редакции 1977г. и Постановление о международных предпринимательских компаниях 1984г. На территории островов компании международного бизнеса освобождены от уплаты подоходного налога и гербового сбора; кроме того, они не облагаются поимущественными налогами  и налогами на дарение. Выведены из-под налогообложения также проценты и дивиденды, выплачиваемые нерезидентами. Вместо них компании международного бизнеса с уставным капиталом до 50 тыс. долларов США уплачивают пошлину в размере 300 долларов, а компании, капитал которых превышает эту сумму,1 тыс. долларов США. Резидентные компании обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 15%, а физические лица20%.

Налоговая система Венгрии в целом характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения. Так, резидентские компании обязаны уплачивать в этой стране НДС по ставке 25%, а также налог на доходы в размере 18% и местный налог на предпринимательство в 2%.

Однако в соответствии с Законом 1996г. №81 о корпоративном налоге и налоге на дивиденды компании, владельцы которых являются иностранными гражданами, подлежат льготному 3%-ному налогообложению и освобождаются от местных муниципальных налогов при условии, что свою деятельность они осуществляют за пределами Венгрии. Ещё более льготный налоговый режим действует в отношении холдинговых компаний. Их иностранные доходы в виде дивидендов полностью освобождаются от налогов на доходы и от местных налогов. Тем не менее, нерезидентные компании обязаны вести бухгалтерский учёт, своевременно сдавать отчёты в налоговые органы, иметь счета в венгерском банке. Важным является то, что один и тот же нерезидент может выступить учредителем только одной венгерской нерезидентской компании. Директором компании должен являться гражданин Венгрии; в противном случае назначается наблюдательный совет, состоящий из  представителей местного населения. Несоблюдение указанных выше требований может привести к принятию решения о лишении компании льготного статуса с момента её регистрации и предъявлению требования об уплате всех налогов в общем порядке.

Гибралтар относится к числу типичных европейских оффшорных юрисдикций. Зарегистрированные «безналоговые» компании должны соответствовать стандартным для оффшорных фирм требованиям они не могут принадлежать местным резидентам и вести какую-либо хозяйственную деятельность в пределах её территории. Базовая ставка налога на прибыль составляет в Гибралтаре 35%. Льготный налоговый режим распространяется: на нерезидентские компании оффшорного типа; компании, получающие налоговое освобождение на определённый срок (до 25 лет); льготные компании. Например, компании последнего типа могут осуществлять хозяйственную деятельность как за пределами Гибралтара, так и на его территории, но при этом они обязаны уплачивать налог в размере 2% с зарубежных  доходов, если они не поступили в Гибралтар, и в размере 17% с доходов, поступивших в банки на территории юрисдикции. Льготным компаниям в отличие от оффшорных предоставлено право приобретать недвижимость и учреждать реальный офис.

Ирландия является универсальной налоговой юрисдикцией, которая отличается рядом налоговых преимуществ. Возможность регистрации оффшорных нерезидентных компаний здесь сочетается с разнообразными налоговыми льготами для производственных предприятий и финансовых компаний. Например, для предприятий обрабатывающей промышленности, компаний в сфере инжиниринговых и компьютерных услуг налог на прибыль установлен в размере 10%. Из налогообложения исключены доходы от патентов на изобретения и от продажи произведений искусства при условии, что они созданы в Ирландии. В отличие от многих других зон льготного налогообложения в этой стране нерезидентным оффшорным компаниям предоставлена возможность осуществлять операции на её территории. При этом они сохраняют право на освобождение от налогов в части доходов, полученных за рубежом. Доходы, полученные из источника в Ирландии, облагаются по льготной ставке 10%. Важнейшей особенностью ирландской оффшорной юрисдикции является создание в 1987г. Центра международных финансовых услуг, в рамках которого могут учреждаться иностранные компании, оказывающие инвестиционные и финансовые услуги за пределами Ирландии. Компании, стремящиеся приобрести право осуществления операций в составе Центра, должны получить соответствующий сертификат министерства финансов Ирландии. В этом случае они уплачивают налог на прибыль по ставке 10% и, кроме того, освобождаются от налога, взимаемого у источника выплаты, и от налога с сумм, уплачиваемых зарубежному кредитору, и выплат в виде дивидендов.

Каймановы острова, как независимая территория Великобритании, также предоставляют значительные налоговые льготы. Эта юрисдикция отличается тем, что все зарегистрированные компании полностью освобождены от уплаты каких-либо налогов, включая налог на прибыль и прирост капитала, подоходный налог, налог на недвижимость. Их уплату заменяет взимание различных регистрационных сборов. Наиболее льготный налоговый режим предусмотрен для, так называемых освобождённых компаний, которые осуществляют свою деятельность вне этой страны. С них лишь взыскивается регистрационный сбор в размере от 410 до 574 долларов США в зависимости от размера капитала, а также ежегодный административный сбор в том же размере[14].

Республика Кипр также является оффшорной зоной, хотя общий уровень налогообложения в этом государстве вполне соответствует среднему. Льготный режим налогообложения предусматривается для оффшорных компаний. Такие компании могут претендовать на льготный режим налогообложения при условии, что они полностью принадлежат иностранным резидентам и осуществляют свою деятельность вне территории Кипра. На острове может находиться лишь офис компании, из которого осуществляется руководство оффшорной деятельностью. Подобный статус имеют порядка 1300 компаний. Ставка налога на прибыль оффшорных компаний, составляющая до недавнего времени 4,25%, повышена до 12%. Полностью от налогообложения освобождаются так называемые оффшорные трасты и оффшорные товарищества. Впрочем, следует учитывать, что Кипр намерен в ближайшем будущем привести своё налоговое законодательство в соответствие требованиям ЕС и устранить различия налогообложения оффшорных и местных компаний.

Информация о работе Налоги зарубежных стран и их особенности