Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

Файлы: 1 файл

курсов. по эконом..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Налоги  – это цена, которую мы платим за возможность, жить в цивилизованном обществе.

(Оливер У.  Холмс американский писатель)

Введение

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне и ее реализация на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечивать финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации. В настоящее время Россия вступила в новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Причина эта кроется не только в отсутствии достаточной и стабильной финансовой базы, но (и это главное)- в отсутствии целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства. Необходима дальнейшая разработка механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов, переориентация бюджетных отношений на их построение на основе «расходной концепции», реструктуризация и оптимизация

________________________________________________________________

Финансы и кредит: Учебник/ А.Ю. Козак  и др. Под редак. А.Ю. Козака. Екатеринбург: МП «ПИПП» 1998 г.

доходной части бюджетов, совершенствование  бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений на основе развития российского бюджетного федерализма. Основу современного российского бюджетно-налогового права составляют Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Сущность, функции и роль финансовой категории бюджета реализуются в сфере практических действий и деятельности государства по предоставлению общественных благ, связанной с функционированием бюджетных отношений: как бюджетно-налоговое право, бюджетный процесс, бюджетная система, бюджетный механизм и бюджетная политика. Из понятия бюджетное право фактически выпадает такая его составная часть, как налоговое право. Без него бюджетное право будет неработающим - доходные источники можно распределить по звеньям бюджетной системы, но сам процесс реального исполнения бюджета по доходам регламентируется налоговым правом. Для эффективного управления системой бюджетных отношений на всех уровнях государственной власти необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм. По эффективности бюджетного механизма можно судить о степени соответствия принятой бюджетной концепции сложившимся социально – экономическим реалиям, и наоборот. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъем социальной сферы страны. Через главные бюджетные показатели – можно определить насколько бюджетно-налоговая политика эффективна и оптимальна. Государство, как известно, для реализации своих функций (оборонной, экономической, социальной и др.) использует бюджет, от которого во многом зависит, как будут реализованы названные функции. Но бюджетная система России отражает противоречивый характер социально-экономического развития страны. С одной стороны, низкий уровень количества и качества предоставляемых государством социальных благ. С другой стороны, острая

____________________________________________________________________

 Макрушин А.В. Барулин С.В.  Налоговая политика современной  России: оценка и приоритеты развития. Бюджетная система РФ: Учеб./ М.В.Романовский и др.

необходимость развития приоритетных отраслей экономики, активизации  инвестиционной деятельности предполагает проведение политики ослабления государственного вмешательства в рыночную экономику, существенное снижение налогового бремени и возможность получения сопутствующих этому временных потерь доходных источников органами власти. Возникает вопрос у российских экономистов: какую политику выбрать и проводить, какая из них более эффективна? Есть ли какой-то иной, более эффективный вариант бюджетной политики?

Наука о бюджетной  политике должна опираться, прежде всего на научные разработки по вопросам:

    • теории финансов и государственного финансового хозяйства,
    • бюджета и бюджетной системы, 
    • налогов и расходов государственного финансового хозяйства,
    • налогов и расходов государства,
    • управления и организации бюджетно-налоговых отношений.

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной  системой осуществляется через бюджетный  механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

 В своей работе  я хотела бы рассмотреть,  насколько  эффективно выполняется 

__________________________________________________________________

Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Экономика  льгот// Общество и экономика. 2003. Приведение налоговой системы в соответствии с новыми потребностями социально-экономического развития страны.

бюджетом свое функциональное  предназначение, насколько полно  и качественно удовлетворяются  коллективные потребности в общественных благах. Насколько эффективна бюджетно-налоговая  политика российского государства?

ГЛАВА I. Экскурс в историю отечественной финансовой мысли.

Прежде чем я хотела перейти непосредственно к рассмотрению экономического содержания бюджета  и организации бюджетных отношений, хотелось бы сказать,  что никакая экономическая система не рождается из ничего, т.е. имеет свою историю.

Опираясь на труды известных  в этой области специалистов, в  частности Б.М.Сабанти, который справедливо  заметил, что «многие проблемы финансовой науки и практики, ответы на которые  мы сейчас пытаемся найти в современных  западных теориях, уже были поставлены и решены отечественными учеными, достижения и работы которых в настоящее время незаслуженно забыты».

Первые из известных сочинений  по финансовым вопросам появились в  России во времена Ивана Грозного. Их  автором бал некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734 по 1737 г. В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности   по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предполагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

 Следует назвать еще одного  известного  экономиста 18 века,  оказавшего 

_________________________________________________________________________

Погребинский А.П. Очерки истории  финансов дореволюционной России.М.: Госфиниздат, 1954.

большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы  России,-

А.Л. Ордын-Нащокина. Поскольку  в то время отсутствовали собственные  источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов. В этой же связи им был разработан и порядок взимания таможенных пошлин. Кроме того, он впервые в отечественной теории и практике разработал проект организации государственного кредита («земская изба»), который с выгодой для казны должен был заменить ростовщический кредит.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов, который  в 1740-1750 г. Подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению. Другой декабрист – Орлов М.Ф. в 1832 г. Пишет работу «О государственном кредите». В 1841 году публикуется сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже идет не об отдельных формах налогообложения, а о своей финансовой системе, а также дается определение науки о финансах.

Наиболее видным экономистом  того времени был А.И. Буковецкий. Он справедливо отмечал: « В финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него доходов».

Таким образом я хотела бы сделать обобщающие результаты сущности категории финансов отечественными экономистами тех  лет прежде всего  они заметили, сделали определенную стереотипность подходов, выражающуюся в поиске отличительных черт, границ действия финансов, денег и других стоимостных категорий, финансовых и денежных отношений, финансовых и денежных ресурсов. Их ресурсный подход к пониманию финансов заслуживает внимания хотя бы по той

___________________________________________________

Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15. При  этом под пониманием финансовым хозяйством он понимал только государственные  финансы, отвергая саму возможность  существования частного финансового хозяйства.

 

причине что он более  соответствует реалиям современной  экономики, в их теориях стоят подходы, непосредственно связывающие сущность финансов с движением финансовых ресурсов.

ГЛАВА II. Бюджет и его устройство.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

Неизвестный автор.

1.1. Структура бюджетной системы РФ.

 Бюджет является  формой образования и расходования  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задачи функций государства и местного самоуправления.

 Сосредоточение финансовых  ресурсов в бюджете необходимо  для успешной реализации финансовой  политики государства.

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Правительство, издавая законы и устаналивая  налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И.Бентам, английский философ, социолог, юрист.

Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя федеральный  бюджет, региональные бюджеты субъектов  РФ (республиканские бюджеты республик  в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты органов местного самоуправления (районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящее в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым

__________________________________________________________

Канд. Эконом. Наук доц. Загвоздкина  В.Н. В учебнике дает представление  об основах налогообложения, о налоговой  системе России.

планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

1.2. Источники государственного  бюджета.

 Государственный бюджет  – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализация социальной политики на территории всей России. За счет государственного бюджета содержаться армия, полиция, значительная часть здравоохранения. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности предприятия, какие слои  общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Информация о работе Налоги