Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

Файлы: 1 файл

курсов. по эконом..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщик имеет  право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации без  учета НДС не превысил 15 млн. руб, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Размер налоговых ставок зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка составляет 6 %. В том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %.

Объектом налогообложения  является вмененный ЕНВД, его исчисление зависит от вида предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода.

Виды предпринимательской деятельности

Физический показатель

Базовая доходность, руб./мес.

Оказание бытовых услуг

Кол-во работников, чел.

7500

Оказание ветеринарных услуг

Кол-во работников, чел.

7500

Оказание услуг по ремонту, тех  обслуж, мойка автотран. средств

Кол-во работников, чел

12000

Платные автостоянки

Площадь стоянки, м

50

Розничная торговля, имеющим торговые залы

Площадь торгового зала, м

1800

Розничная торговля, не имеющие торговые залы

Торговое место, ед

9000

Оказание услуг общественного  питания, имеющими залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания, м

1000

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения ,м

1000

Распространение рекламы на транспорте

Кол-во автобусов, трамваев, троллейбусов, речных судов, ед

10000


Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

ГЛАВА IV. Основы построения эффективной бюджетной системы. 

Исследование бюджетных  расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы  в современной России по группам  и видам.

Требовать уничтожения налогов значило  бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

1.1. Доходы  бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

 Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.\

 

доходов; в) безвозмездных  перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций  и зарубежных правительств, безвозмездных  перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ  КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Доходы

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2001г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Налоговые

83,4

82,2

81,4

87,4

89,1

90,3

91,0

Неналоговые

12,2

9,7

6,5

7,4

7,6

8,1

7,8


Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура  доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

Годы

  2000                    2001                2002                 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

100

100

100

100

100

1. Налоговые доходы – всего из них:

84,7

93,45

94,44

93,39

91,49

Налог на добавленную стоимость

34,81

43,27

36,39

39,13

38,4

Таможенные пошлины

21,57

15,97

15,25

13,89

16,67

Единый социальный налог

________

_________

13,23

15,12

14,17

акцизы 

15,04

15,76

10,57

9,56

12,73

Налоги и платежи за пользование  природными ресурсами

1,39

3,12

8,64

7,56

5,18

Подоходный налог с физических лиц

3,0

0,16

________

_____________

_______

Налог на игорный   бизнес

0,02

0,03

0,05

0,05

0,04

Лицензированные и регистрационные  сборы

0,07

0,11

0,04

0,06

0,07

Налог на покупку иностранной валюты

0,19

0,13

0,09

_______________

_________

Прочие налоги и сборы

0,44

0,14

0,11

0,11

0,2

Государственная пошлина

_______

_________

________

0,11

0,11

2.Неналоговые доходы – всего,  из них:

7,76

5,38

4,91

6,03

60,2

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

3,1

2,25

2,37

3,44

2,79

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

4,32

2,64

2,25

2,31

2,88

Прочие неналоговые доходы

0,34

0,49

0,29

0,28

0,35

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

7,62

1,17

0,65

0,58

2,5


Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

 Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает  (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется  в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения  – еще один негативный стереотип  в налоговой политике. До 70 %

 


Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская.

всех налоговых поступлений  в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

 (традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за  собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но  и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные  налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить  полностью или частично в сферу  теневой экономики, от которых государство  не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер  Данинос, француский журналист.

1.2. Теневая экономика.

  «Теневая экономика» - сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, т. е. преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная,  но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространенно понимание теневой экономики как скрытой от государства (неучтенной, нелегальной) деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак – теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечение неконтролируемого дохода. В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение дел (бизнеса) с нарушением установленных правил (налогообложения, кредитования, лицензирования регистрации и т. д.). Поэтому теневую экономику определяют как незаконное предпринимательство. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП. Таким образом, теневая экономика характеризуется с различных позиций, разные авторы включают в нее разное количество структурных элементов. Та часть экономики, в которую включаются инициативные экономические отношения между гражданами или их объединениями – реальная деятельность людей по оказанию бытовых услуг, ремонту и строительству жилья, обслуживанию автомобилей, бытовой техники, занимающихся частной медициной или педагогической практике, и т.д. – не может восприниматься как негативная, нежелательная для общества. Однако если такая вполне законная деятельность сопряжена с извлечением неконтролируемого государством дохода, с укрытием его от налогообложения, возникают отношения, предусмотренные Уголовным кодексом. Не сама по себе предпринимательская (или иная экономическая) деятельность образует правонарушение, а лишь нечестное предпринимательство, нарушение установленных правил занятия экономической деятельностью. В зависимости от степени общественной опасности этого нарушения наступает административная или уголовная ответственность, а также возмещается причиненный вред. Есть и иное отношение к той части теневой экономики, которая паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности, способные нравственно и физически деформировать личность. Здесь сама по себе соответствующая деятельность является общественно-опасной и преступной (проституция, торговля и иные сделки с детьми, наркобизнес, порнобизнес, незаконная торговля оружием и т. п.). Таким образом, структуру современной российской теневой экономики можно представить в виде трех блоков:

1.«Подпольная» экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но, однако она осуществляется в неконтролируемых государством формах в целях извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых платежей.

2.«Фиктивная» (мошенническая ) экономика –– предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами,  мошенничеством (обман при получении кредитов и их использования, сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт,  фиктивное банкротство, ложная реклама, обман кредиторов и т.д.).

3.Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей (скупка краденного, торговля золотом, проституция и т.д.).

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неэффективность налоговой и в целом фискальной политике государства. Но как я думаю,  теневой бизнес есть и будет всегда в любой стране. Определенная часть предпринимателей готова легализовать свой бизнес, но при условии снижения налогового бремени до приемлемого уровня. В нашей стране запредельно высокое совокупное налоговое бремя на российских товаропроизводителей (в среднем более 50 коп. на 1 рубль выручки), несмотря на тенденцию снижения совокупной доли начисленных налогов в добавленной стоимости, она составляет сейчас не менее 32 % что, как минимум, на 5 % превышает оптимальный уровень налогового давления на российскую экономику (примерно 27 %). На чрезмерность налогового бремени указывают такие «симптомы», как низкий уровень фактической собираемости налогов, не снижающая высокая задолженность предприятий по налогам и сборам (в среднем 25 % к доходам консолидируемого бюджета), массовый уход бизнеса в теневую сферу, об истинных масштабах которой можно лишь догадываться. Существенное снижение налогового бремени, несомненно повысят доверие к Правительству, что позволит получить дополнительные неналоговые доходы от государственного имущества, выпуска государственных займов…

Формирование и распределение  средств бюджета на всех  уровнях бюджетной

системы – объемный и  многоэтапный процесс, охватывающий социальную,

экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства.

Если обратиться к российскому историческому опыту в сферу управлени

бюджетной системой, то, например, в период существования СССР общее

Информация о работе Налоги