Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:59, курсовая работа
Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.
Источниками государственного бюджета являются:
- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и НДС.
______________________________
Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов, б) неналоговых доходов, в)безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и зарубежных правительств, г) доходов от предприним. и иной приносящей доход деятельности.
- государственные займы.
Осуществляются они с помощью
выпуска и реализации
- эмиссия (выпуск) бумажных
и кредитных денег. К этому
источнику правительства
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом».
Его возникновение обуславливается многими причинами: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возникновения затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Дефицитный бюджет составляет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремиться «разгрузить» бюджет. «Разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.
Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет
имеет такую же структуру, как
и государственный. Он ______________________________
Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под. Ред. И.В. Горского. Финансы и статистика, 2003. С 11. Местный бюджет – форма образования и расходования ден. Средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств.
включает доходы и
расходы местных органов
административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть
местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий, дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные бюджеты своими доходами и расходами в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются и исполняются местными органами власти. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Они отдают землю в аренду, иногда продают ее, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ, и др.). Значительный процент в бюджет составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте.
Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только в выполнении местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций. Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40 %. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40 % доходов, местные власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства.
______________________________
СУБВЕНЦИЯ – это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности, например, строительство моста, здания школы.
В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.
Наряду с налоговыми и не налоговыми поступлениями, дотациями государства, местные органы власти в целях пополнения своего бюджета прибегают к займам. Используются они, как правило, для финансирования капитальных вложений в местную экономику. Основной формой займов является выпуск «муниципальных облигаций», реализуемых на рынке ценных бумаг вместе с правительственными.
Я хотела бы отметить, что без сбора налогов не существовал бы бюджет страны.
ГЛАВА III. Классификация налогов РФ.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства Юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, пошлины, и другие обязательные платежи определяет Закон РФ. К понятию другие платежи относятся такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.
Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. Финансы и статистика, 2005. С.16
Федеральные
1.Налог на добавленную стоимость
2.Акцизы на отдельные виды товаров (услуг).
3.Налог на прибыль (доход ) организаций
4.Налог на доходы от капитала
5.Налог на доходы физических лиц.
6. Единый социальный налог.
7.Государственная пошлина
8. Пошлины и таможенные сборы
9. Налог на пользование недрами
10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
12. Сбор за право
пользования объектами
13.Лесной налог
14. Водный налог
15.Экологический налог
16. Федеральные лицензионные сборы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.
1.Налог на имущество предприятий
2.Налог на недвижимость
3.Налог транспортный
4.Налог дорожный
5.Налог на игорный бизнес
6.Региональные лицензионные сборы
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.
1.Налог земельный
2.Налог на имущество физических лиц
3.Налог на рекламу
4.Налог на наследование или дарение
5.Местные лицензионные налоги
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные налоги», «таможенные пошлины».
Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички…..), а также коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.
Фискальные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом на внешнем, и внутреннем рынке. Фискальная функция налогов состоит из формирования денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту и здоровье матери ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных налогов. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. Источником уплаты НДС являются средства, поступающие от покупателей продукции. В итоге его оплачивает конечный потребитель товара, т. е. население. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Что же такое добавленная стоимость? Однозначной трактовки это понятие не имеет. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов
______________________________
Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Учеб. Пособие. Налоги и налогообложение. И.А.Майбуров.
или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.
Ставки НДС | ||||
Основные (учетные) |
Расчетные | |||
Основная 18 % |
Пониженная 10 % |
Специальная 0 % |
18%/118 % |
10 %/110% |
Рисунок. Ставки НДС на добавленную стоимость.
Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границы страны.
1.2 Принцип платежеспособности.
Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь все не так просто. С ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты питания и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием без ропота будут платить в бюджет больше.