Налогообложение банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:55, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности налогообложения кредитных организаций на примере коммерческих банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается история развития налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации в период реформ;
дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;
анализируется эффективность налогообложения банковской сферы на примере отчетных данных конкретного коммерческого банка;
выявляются проблемы налогообложения в банковской сфере и выделяются перспективы их решения с учетом опыта развитых зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. История развития налогообложения коммерческих банков…….
1.1 Развитие налогообложения коммерческих банков в период
Реформ………………………………………………………………
1.2 Центральный банк Российской Федерации
1.3 Порядок налогообложения прибыли банка………………….
Глава 2. Динамика налоговых платежей…………………………………..
2.1 Динамика налоговых платежей на примере
Рязанских банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
2.2 Анализ налоговой нагрузки коммерческих банков
«Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Глава 3.Пути реформирования налогообложения коммерческих банков………………………………………………………………………..
3.1. Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере
налогообложения коммерческих банков………………………
3.2. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков………………………………………………………….….

Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 105.50 Кб (Скачать файл)

C 1 января 1994 года Указом  Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях  в налогообложении и во взаимоотношениях  бюджетов различных уровней был  отменен действующий порядок  налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых  организаций. Установлено, что  налогообложение этих организаций  производится в порядке и на  условиях, определенных Законом  РФ "О налоге на прибыль предприятий  и организаций". Этот Указ с  учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента  РФ № 2292 от 24 декабря 1993 года, применяется,  начиная с результатов финансово-хозяйственной  деятельности за первый квартал  1994 года предприятий, организаций,  банков, кредитных учреждений и  страховщиков.

Таким образом, объектом обложения  налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности  определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли банков. Эти особенности  были учтены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками  и другими кредитными учреждениями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490.

Положением в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О  некоторых изменениях в налогообложении  и во взаимоотношениях бюджетов различных  уровней" устанавливаются особенности  определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками  и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении банков и  других кредитных учреждений в порядке  и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий и  организаций" и касающиеся порядка  определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются  Положением с учетом специфики деятельности банков.

Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации  на проведение банковских операций, исчисляют  налогооблагаемую базу для расчета  налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета  налога на добавленную стоимость) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость  оказываемых услуг, и уточнению  полученной разницы на суммы доходов  и расходов, относимых непосредственно  на финансовые результаты их деятельности.

Положение, учитывая специфику  предоставляемых банками услуг, фактически определяет какие расходы  и затраты относятся на себестоимость  при исчислении прибыли банка.

В Положении отдельным  разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и  расходы, не подлежащие отнесению к  расходам, включаемых в себестоимость  оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

Если состав доходов  банков, учитываемых при расчете  налогооблагаемой базы, не претерпел  существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.

Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:

  • суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.
  • обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. производимые в соответствии с законодательством.
  • платежи по обязательному страхованию имущества банка и отдельных категорий работников банка в соответствии с законодательством.
  • другие.

Кроме того, при  уплате налога на прибыль за 1998 год  банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.

Предоставление  банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.

Наличие значительных льгот, а также полулегальных  возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области  среди филиалов московских банков платили  налог на прибыль только некоторые  из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Специфической проблемой  стало неисполнение банками платежных  поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты  всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим  законодательством обязанности  налогоплательщика при этом считаются  исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может  длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее  время наметилась тенденция к  ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года)1.

Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками  налога на прибыль, а кандидаты в  банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.

Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе  налогообложения банков стало просто необходимым.

С 1 января 2001 г. Законом  РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса.

Изменения в системе  налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать через призму целей налоговой реформы, отраженных в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ. Таких целей можно выделить четыре:

  • снижение налогового бремени,
  • упрощение налоговой системы,
  • равномерное распределение налогового бремени,
  • повышение эффективности системы сбора налогов.

Теперь перейдем непосредственно  к рассмотрению вопроса.

Какие же изменения  были внесены в систему налогообложения коммерческих банков введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и как эти изменения способствовали достижению указанных целей?

 Из трех налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывает только один: НДС.

Глава 21 части второй Кодекса, посвященная  НДС, сохранила в общих чертах действовавший в прошлом порядок  налогообложения банковской деятельности. Операции, определяемые в главе 21 как "банковские", не являются объектом налогообложения. Список таких операции, за отдельными исключениями, соответствует перечню банковских операций и сделок, приведенному в Законе РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности". В числе таких операций глава 21 называет: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады и их размещение от имени банков и за их счет; расчетно-кассовое обслуживание (за исключением инкассации); купля-продажа иностранной валюты (в том числе посреднические услуги); выдача банковских гарантий и поручительств.

Банковские операции, не попавшие в данный список, подлежат обложению НДС на общих основаниях. Среди таких операций можно выделить реализацию услуг в интересах другого лица по договору комиссии или поручения, доходы от которой составляют, в среднем, основную часть налогооблагаемой базы у коммерческих банков. Доходы, полученные банками по таким договорам, не освобождаются от НДС, даже если реализуемые услуги относятся к банковским операциям, не облагаемым налогом.

Среди операций коммерческих банков, облагаемых НДС, также наиболее часто встречаются: предоставление имущества в аренду, осуществление валютного контроля, лизинг, консультации, реализация имущества банков. Штрафы, полученные за нарушение обязательств по операциям, облагаемым НДС, также подлежат налогообложению.

Изменения, внесенные  главой 21 Кодекса в порядок определения налогооблагаемой базы по НДС, у коммерческих банков выражаются в некотором расширении списка "банковских" операций. С 2001 г. в разряд необлагаемых переведены операции по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме. Кроме того, к необлагаемым операциям отнесено оказание услуг по установке и эксплуатации системы "клиент-банк" (включая консультационные услуги).

Еще более значительные изменения, касающиеся коммерческих банков, состоят во введении нового порядка  уплаты НДС. Статья 145 главы 21 предусматривает, что организация может быть полностью освобождена от обязанностей плательщика НДС, если размер ее налоговой базы за три месяца подряд не превысил 2 млн. руб. В этом случае налогоплательщик может быть освобожден от уплаты налога на год вперед. Данное нововведение позволяет большинству средних и мелких банков, у которых из-за освобождения большей части банковских операций от налогообложения, объем облагаемой выручки от реализации услуг за квартал обычно не превышает 2 млн. руб., вообще не платить НДС. Таким образом можно экономить не только на суммах налога, но и на затратах труда и времени, необходимых для его расчета.

Кроме того, полностью  отменены авансовые платежи по налогу, а те банки, у которых ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации услуг не превышают 2 млн. руб., вправе перейти на ежеквартальную уплату налога и предоставление налоговых деклараций.

Таким образом, изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты НДС частью второй Налогового кодекса, можно охарактеризовать как  реально способствующие достижению следующих целей:

  • снижению налогового бремени на коммерческие банки путем сужения налогооблагаемой базы;
  • упрощению системы налогообложения путём сокращения трудовых и материальных затрат налогоплательщиков по расчету и уплате налога;
  • усовершенствованию системы сбора налога путем освобождения налоговых органов от функций взимания незначительных сумм налога, издержки по сбору которых зачастую перекрывают получаемые доходы; высвобожденные же ресурсы послужат усилению контроля за поступлением действительно значимых сумм.

Определенное влияние на налоговое  бремя коммерческих банков оказывают платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды. До этого года таких фондов было четыре: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Базой для расчета  взносов в фонды служили выплаты, начисляемые банками-работодателями в пользу работников по всем основаниям и формам. Поэтому величина сумм, уплачиваемой банками во внебюджетные фонды, зависела от двух основных условий: числа работников и размера начисляемой им заработной платы (и других доходов). На последнюю величину значительное влияние оказывало распространение практики уплаты некоторыми банками части зарплаты сотрудников неофициальными путями без отражения этих сумм в учете. По этой причине (наряду с прочими), суммы, уплачиваемые разными банками во внебюджетные фонды, могли значительно различаться.

Помимо этого, вызовет затруднения усложненный  порядок расчета конкретной ставки налога, применяемой в определенном налоговом периоде. Для этого  определяется средняя величина налоговой  базы на каждого работающего путем  сложного расчета, устраняющего влияние  доходов наиболее высокооплачиваемых работников на средний уровень доходов  по организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Центральный банк Российской Федерации


   Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

   2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования,внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

    В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

   В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

Информация о работе Налогообложение банков