Налогообложение банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:55, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности налогообложения кредитных организаций на примере коммерческих банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается история развития налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации в период реформ;
дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;
анализируется эффективность налогообложения банковской сферы на примере отчетных данных конкретного коммерческого банка;
выявляются проблемы налогообложения в банковской сфере и выделяются перспективы их решения с учетом опыта развитых зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. История развития налогообложения коммерческих банков…….
1.1 Развитие налогообложения коммерческих банков в период
Реформ………………………………………………………………
1.2 Центральный банк Российской Федерации
1.3 Порядок налогообложения прибыли банка………………….
Глава 2. Динамика налоговых платежей…………………………………..
2.1 Динамика налоговых платежей на примере
Рязанских банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
2.2 Анализ налоговой нагрузки коммерческих банков
«Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Глава 3.Пути реформирования налогообложения коммерческих банков………………………………………………………………………..
3.1. Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере
налогообложения коммерческих банков………………………
3.2. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков………………………………………………………….….

Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Порядок налогообложения прибыли банка.

 

Итак, с 01 января 2009 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль, которая, на наш взгляд, практически полностью соответствует духу времени.

     

   Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24, а затем до 20%%. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных, да и не только, учреждений улучшить свое положение.

Теперь, следует, подробнее остановится на налоговой  базе налога на прибыль для банков. С введением в действие 25 главы  НК РФ, определение налоговой базы для кредитных учреждений практически  не изменилось, статьи доходов и  расходов, участвующих в расчете  налога остались почти такими же, и  поэтому их можно сгруппировать  в один перечень.

Итак, к доходам  банка относят:

  1. в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
  2. в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков - корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению.
  3. от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
  4. от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;
  5. по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
  6. от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  7. в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
  8. от депозитарного обслуживания клиентов;
  9. от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
  10. в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);
  11. в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
  12. в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
  13. по операциям купли - продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
  14. в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки, от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу;
  15. в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;
  16. от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
  17. от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк";
  18. в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;
  19. в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
  20. в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам;
  21. в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг;
  22. другие доходы, связанные с банковской и не банковской еятельностью1.

Говоря об изменениях произошедших в определении доходов банка, следует заметить, что была введена новая статья доходов, здесь она представлена как пункт 17, и была убрана статья доходов «в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой1».

Следует заметить, что эти изменения введены  с 2003 года, поэтому они не будут  отражаться в расчете этого налога, который будет приведен далее.

Статьи расходов также не претерпели существенного  изменения, итак к расходам банка, учитываемых  при расчете налога на прибыль, относят:

  1. проценты по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, собственным долговым обязательствам, межбанковским кредитам, включая овердрафт, приобретенным кредитам рефинансирования, займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах,  иным обязательствам банков перед клиентами.
  2. суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 настоящего Кодекса;
  3. комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов,
  4. расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;
  5. убытки по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
  6. расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете;
  7. расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;
  8. расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);
  9. суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;
  10. расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег;
  11. расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
  12. расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;
  13. расходы по аренде брокерских мест;
  14. расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
  15. расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
  16. расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;
  17. комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;
  18. положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;
  19. суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов;
  20. суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
  21. другие расходы, связанные с банковской и не банковской деятельностью1.

Следует заметить, что в 2003 году был отмен пункт расходов «Превышение отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной»2

Следует заметить, что введение нового пункта доходов, отмены статей доходов и расходов существенно не скажутся на работе отдельно взятого банка.

Теперь перейдем к рассмотрению других изменений  произведенных в этом налоге.

К числу наиболее значительных изменений порядка  исчисления налога на прибыль относится практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога (про нее говорилось выше), а также введение системы налогового учета.

Под налоговым  учетом понимается система обобщения  информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В этих целях будут применяться регистры налогового учета, систематизирующие доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения.

Порядок ведения  налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом, распоряжением руководителя.

Главой 25 НК РФ предусмотрены концептуально новые правила исчисления и уплаты налога на прибыль, например обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов в случае, если сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие 4 квартала превысила 2 млн. руб. за каждый квартал. Вероятно, это относится ко всем кредитным организациям.

Предусмотрены открытые перечни доходов  и расходов, учитываемых при определении  налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров, имущества, включая ценные бумаги, имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Предусмотрена отмена целого ряда ограничений по видам расходов, отнесение на себестоимость которых в настоящее время регулируется действующей системой лимитов, норм и нормативов, в частности, по расходам на добровольное страхование, по командировочным расходам, за исключением суточных.

Устанавливается новый механизм амортизации имущества, который предоставляет возможность организациям, в том числе и банкам, быстрее, чем в прошедшее время, списывать затраты по приобретению основных средств в уменьшение налоговой базы.

Для налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периоде, предусматривается возможность переноса убытков в течение 10 лет (вместо 5 по действующему порядку), а также право переноса на текущий налоговый период всей суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом сумма перенесенного убытка не может превышать 30% налоговой базы.

Существенные изменения предусматриваются в налогообложении операций с ценными бумагами. В соответствии со ст. 280 НК РФ ценные бумаги подразделяются теперь на ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. По сравнению с ранее действовавшим порядком отсутствуют категории ценных бумаг, которые применялись в 2009 г., то есть акции, облигации, векселя, ценные государственные бумаги и т.д.

Изменился учет для целей налогообложения результатов  переоценки ценных бумаг. В соответствии со ст. 251 и 270 НК РФ, если организация производит переоценку ценных бумаг по рыночной стоимости, результаты переоценки не увеличивают и не уменьшают налоговую базу. Ранее этот вид дохода являлся внереализационным видом дохода и облагался по общеустановленной ставке налога на прибыль.

Внесены изменения  в порядок учета для целей налогообложения создания резервов под обесценение ценных бумаг. На наш взгляд, это достаточно важный вопрос для кредитных организаций в сегодняшней ситуации. Согласно ст. 300 НК РФ разрешается учитывать в составе расходов, признаваемых для целей налогообложения, отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность. В 2001 г. для кредитных организаций и прочих предприятий порядок учета резервов был различен. На себестоимость относились отчисления в резервы только у банков при условии, что ценные бумаги, по которым создавался указанный резерв, отвечали определенным критериям. У остальных налогоплательщиков отчисления в указанные резервы в 2001 г. не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.

С 1 января 2002 г. обязательным условием для отнесения расходов по созданию резервов под обесценение  ценных бумаг на уменьшение налоговой  базы будет наличие лицензии на осуществление дилерской деятельности. Это условие должно соблюдаться и для кредитных организаций.

Изменен порядок  определения налоговой базы по операциям  с ценными бумагами. НК РФ устанавливаются  особенности определения налоговой базы профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность. По таким организациям налоговая база по обращающимся и необращающимся ценным бумагам исчисляется по совокупности. Что касается непрофессиональных участников рынка ценных бумаг, то они исчисляют налоговые базы раздельно по обращающимся и не обращающимся на рынке ценным бумагам.

Впервые определен  порядок переноса убытков по операциям с ценными бумагами. В соответствии со ст. 280 и 283 НК РФ налогоплательщик вправе осуществлять перенос признаваемых убытков от операций с ценными бумагами на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом совокупная сумма переносимого убытка, также ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.

В 2001 г. действовал порядок, по которому убытки, полученные от операций с ценными бумагами, не переносились на уменьшение налоговой базы в последующих периодах.

В гл. 25 НК РФ дано определение налоговой базы по доходам  от долевого участия и определено, что если источником дохода от долевого участия является российская организация, то данная организация признается налоговым агентом.

Облагаемый налогом  доход определяется как разница  между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами, уменьшенной на сумму дивидендов, подлежащих выплате нерезидентам, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом, осуществляющим выплату дивидендов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2-делаю

Глава 3.Пути реформирования налогообложения  коммерческих банков

3.1. Необходимость дальнейшего проведения  реформ в сфере налогообложения  коммерческих банков.

 

Как уже говорилось выше, в целом  за последние годы налоговое бремя  банков довольно резко упало, что  не может отрицательно сказаться  на их деятельности. Однако проблемы налогообложения  во многом еще остались, и, в первую очередь, они связаны с трактовкой законодательства.

Самой запутанной главой Налогового кодекса для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли организаций».

Итак, первой проблемой  возникшей перед кредитными организациями  – является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый учет вестись  отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов1.

Существует два  пути решения этой проблемы:

  1. Разделить бухгалтерию на два отдела: бухгалтерского учета и налогового. Но на практике это означает не столько разделение, сколько создание нового подразделения. Понятно, что не в каждом банке могут позволить себе увеличение численности служащих, да и где взять специалистов широкого профиля, способных качественно и оперативно вести такого рода учет. Не следует забывать и о документообороте – потребуются дополнительные копии первичных документов.
  2. Это создание нового программного продукта, способного одновременно вести как бухгалтерский так и налоговый учет. И хотя этот метод более приемлемый и менее дорогой, чем первый, однако, сложность его заключается в переподготовке персонала для работы в такого рода программах.

Информация о работе Налогообложение банков