Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:55, дипломная работа
Целью работы является анализ эффективности налогообложения кредитных организаций на примере коммерческих банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается история развития налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации в период реформ;
дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;
анализируется эффективность налогообложения банковской сферы на примере отчетных данных конкретного коммерческого банка;
выявляются проблемы налогообложения в банковской сфере и выделяются перспективы их решения с учетом опыта развитых зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. История развития налогообложения коммерческих банков…….
1.1 Развитие налогообложения коммерческих банков в период
Реформ………………………………………………………………
1.2 Центральный банк Российской Федерации
1.3 Порядок налогообложения прибыли банка………………….
Глава 2. Динамика налоговых платежей…………………………………..
2.1 Динамика налоговых платежей на примере
Рязанских банков «Сбербанк» и «ВТБ 24 »
2.2 Анализ налоговой нагрузки коммерческих банков
«Сбербанк» и «ВТБ 24 »
Глава 3.Пути реформирования налогообложения коммерческих банков………………………………………………………………………..
3.1. Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере
налогообложения коммерческих банков………………………
3.2. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков………………………………………………………….….
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Итак, с 01 января 2009 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль, которая, на наш взгляд, практически полностью соответствует духу времени.
Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24, а затем до 20%%. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных, да и не только, учреждений улучшить свое положение.
Теперь, следует, подробнее остановится на налоговой базе налога на прибыль для банков. С введением в действие 25 главы НК РФ, определение налоговой базы для кредитных учреждений практически не изменилось, статьи доходов и расходов, участвующих в расчете налога остались почти такими же, и поэтому их можно сгруппировать в один перечень.
Итак, к доходам банка относят:
Говоря об изменениях произошедших в определении доходов банка, следует заметить, что была введена новая статья доходов, здесь она представлена как пункт 17, и была убрана статья доходов «в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой1».
Следует заметить, что эти изменения введены с 2003 года, поэтому они не будут отражаться в расчете этого налога, который будет приведен далее.
Статьи расходов также не претерпели существенного изменения, итак к расходам банка, учитываемых при расчете налога на прибыль, относят:
Следует заметить, что в 2003 году был отмен пункт расходов «Превышение отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной»2
Следует заметить, что введение нового пункта доходов, отмены статей доходов и расходов существенно не скажутся на работе отдельно взятого банка.
Теперь перейдем к рассмотрению других изменений произведенных в этом налоге.
К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относится практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога (про нее говорилось выше), а также введение системы налогового учета.
Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В этих целях будут применяться регистры налогового учета, систематизирующие доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом, распоряжением руководителя.
Главой 25 НК РФ предусмотрены концептуально новые правила исчисления и уплаты налога на прибыль, например обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов в случае, если сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие 4 квартала превысила 2 млн. руб. за каждый квартал. Вероятно, это относится ко всем кредитным организациям.
Предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров, имущества, включая ценные бумаги, имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Предусмотрена отмена целого ряда ограничений по видам расходов, отнесение на себестоимость которых в настоящее время регулируется действующей системой лимитов, норм и нормативов, в частности, по расходам на добровольное страхование, по командировочным расходам, за исключением суточных.
Устанавливается новый механизм амортизации имущества, который предоставляет возможность организациям, в том числе и банкам, быстрее, чем в прошедшее время, списывать затраты по приобретению основных средств в уменьшение налоговой базы.
Для налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периоде, предусматривается возможность переноса убытков в течение 10 лет (вместо 5 по действующему порядку), а также право переноса на текущий налоговый период всей суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом сумма перенесенного убытка не может превышать 30% налоговой базы.
Существенные изменения
Изменился учет
для целей налогообложения
Внесены изменения в порядок учета для целей налогообложения создания резервов под обесценение ценных бумаг. На наш взгляд, это достаточно важный вопрос для кредитных организаций в сегодняшней ситуации. Согласно ст. 300 НК РФ разрешается учитывать в составе расходов, признаваемых для целей налогообложения, отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность. В 2001 г. для кредитных организаций и прочих предприятий порядок учета резервов был различен. На себестоимость относились отчисления в резервы только у банков при условии, что ценные бумаги, по которым создавался указанный резерв, отвечали определенным критериям. У остальных налогоплательщиков отчисления в указанные резервы в 2001 г. не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.
С 1 января 2002 г. обязательным условием для отнесения расходов по созданию резервов под обесценение ценных бумаг на уменьшение налоговой базы будет наличие лицензии на осуществление дилерской деятельности. Это условие должно соблюдаться и для кредитных организаций.
Изменен порядок
определения налоговой базы по операциям
с ценными бумагами. НК РФ устанавливаются
особенности определения
Впервые определен порядок переноса убытков по операциям с ценными бумагами. В соответствии со ст. 280 и 283 НК РФ налогоплательщик вправе осуществлять перенос признаваемых убытков от операций с ценными бумагами на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом совокупная сумма переносимого убытка, также ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
В 2001 г. действовал порядок, по которому убытки, полученные от операций с ценными бумагами, не переносились на уменьшение налоговой базы в последующих периодах.
В гл. 25 НК РФ дано определение налоговой базы по доходам от долевого участия и определено, что если источником дохода от долевого участия является российская организация, то данная организация признается налоговым агентом.
Облагаемый налогом доход определяется как разница между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами, уменьшенной на сумму дивидендов, подлежащих выплате нерезидентам, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом, осуществляющим выплату дивидендов.
Глава 2-делаю
Глава 3.Пути реформирования налогообложения коммерческих банков
3.1. Необходимость дальнейшего
Как уже говорилось выше, в целом за последние годы налоговое бремя банков довольно резко упало, что не может отрицательно сказаться на их деятельности. Однако проблемы налогообложения во многом еще остались, и, в первую очередь, они связаны с трактовкой законодательства.
Самой запутанной главой Налогового кодекса для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли организаций».
Итак, первой проблемой возникшей перед кредитными организациями – является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый учет вестись отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов1.
Существует два пути решения этой проблемы: