Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование налогов на имущество физических лиц России. Исходя из цели, определены задачи:
1. Изучить теоретические основы налогообложения;
2. Проанализировать структуру налогообложения России;
3. Рассмотреть современное состояния налогообложения России;
4. Выявить проблемы функционирования налогообложения РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ...…...5
1.1. Теоретические основы налогообложения……………………....….......5
1.2. Принципы налогообложения………………………….…………..…...11
1.3. Развитие налогообложения в России……………….……………..….13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….………………………..18
2.1. Экономическое содержание и структура налогообложение имущества физических лиц……………………………………………………………………….18
2.2. Налог на имущество физических лиц и транспортный налог: анализ современного состояния и оценка перспектив (2006-2008 гг.), (на примере Тюменской области)………………………………………………………….…....…25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ……………………………………………..……31
3.1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов………….…….31
3.2. Совершенствование законодательства как инструмент противодействия злоупотреблению правом в налоговых отношениях…………………………….…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция  обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного  саморегулирования, посредством перераспределения  национального дохода с целью  поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъектами Федерации.

Контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении  и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет  государству контролировать своевременность  и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Классификация налогов - группировка законодательно установленных  налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизаций и сопоставлений. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют  следующие основные формы классификации  налогов:

1) по способу взимания  налогов;

2) по органу, который  устанавливает налоги;

3) по целевой направленности введения налога;

4) по субъекту-налогоплательщику;

5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6) по порядку ведения  бухучета;

7) по срокам уплаты.

 

1.2. Принципы  налогообложения.

  • Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.                                     Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия c конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика.
  • Принцип соразмерности основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.
  • Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки и время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога.
  • Принцип хозяйственной независимости предполагает необходимость Наличия объекта налогообложения в собственности.
  • Принцип экономичности основан на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов работы среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание.
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
  • Принцип сочетания интересов государства и других субъектов, налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, он проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов.
  • Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.                                                Принцип нейтральности предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых, конфессиональных (религиозных) и иных критериев.
  • Принцип установления налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны.
  • Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин, исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.
  • Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким- либо изменениям и дополнениям.
  • Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц, как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.
  • Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.[15;37].

 

1.3. Развитие налогообложения в России.

Финансовая система  древней Руси начала складываться в  конце IХ в., в период объединения  древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода  выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались форме торговых и судебных пошлин.

Князь Олег Вещий (умер в 912 г.), объединивший вокруг Киева результате походов земли разных народов, кроме  уплаты дани, обязал покоренные племена  поставлять ему воинов. Размер дани был источником постоянных внутригосударственных конфликтов.

В ХIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная  дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Ее взимание началось после переписи населения, проведенной  в 1257— 1259 гг. монгольскими «численниками» под руководством Китая, родственника великого хана.  
После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог. Особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности, к этому времени относится и введение первой Налоговой декларации - сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

Так, в 1655 г. был создан специальный орган - счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными  войнами, которая вела Россия в ХVII в., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. даже с церковных верований взимался соответствующий налог. При Петре I расцвела откупная система исполнения податных обязательств, например доходы от рыбного промысла были отданы на откуп Д.А. Меншикову.

 

Основной чертой налоговой  системы ХVII в. можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42 % государственных доходов).

Вплоть до середины ХVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. русский историк А.Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

 

Во второй половине ХIХ  в. большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала  подушная подать, которая с 1883 г. была заменена налогом с городских  строений.

Вторым по значению налогом  выступал оброк - плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы  за проезд по шоссейным дорогам, налог  на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т.д.

В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные  акцизы и т.д.

Становление российской налоговой системы продолжалось до  
- революционных событий 1917 г.

Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.  
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа и начинаются с доклада В.И. Ленина «О замене продразверстки продовольственным налогом» в марте 1921 г. В этот период были заложены основы налоговой системы Советского государства.  
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были преобразованы в два основных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые виды налогов с населения, а значительная их часть отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национальной продукции производимого на основе государственной монополии.

К началу реформ 1980-х гг. более 90 % государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8 % всех поступлений бюджета.  
14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР становление Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введением части  первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) с января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой  системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратил силу, за исключением ст. 19, 20 и 21, определяющих перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ. С введением части второй НК РФ должны утратить силу и вышеуказанные статьи.

С 1 января 2001 г. введена  в действие часть вторая НК РФ: гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и гл. 24 «Единый  социальный налог».

С 1 января 2002 г. введены в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на временный доход для опрёделенных видов деятельности», гл. 27 «Налог с продаж», гл. 28 «Транспортный на налог». И процесс этот продолжается. [23;164].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Экономическое содержание и структура налогообложение  имущества физических лиц.

В настоящее время  к числу взимаемых в Российской Федерации с физически лиц  имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

Налоги, взимаемые с  отдельных видов имущества (транспорт, недвижимость) граждан разнообразны во всех странах. Они относятся обычно к компетенции органов местного самоуправления, при этом общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне. В России удельный вес их в доходах местных бюджетов пока невелик, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Зачастую затраты на сбор налога на имущество превышают доходы, что и вызывает необходимость его реформирования. Помимо интересов фиска, налог на имущество выполняет важную роль в системе налогов с физических лиц, образуя с налогом на доходы физических лиц своеобразный баланс при обложении финансовых операций и других действий граждан. Но в отличие от налога на доходы источником уплаты налога на имущество выступает все тот, же доход физического лица, что является существенным недостатком его и всех поимущественных налогов. Налог на имущество физических лиц прошел различные этапы развития - от пропорционального до прогрессивно-дифференцированного.

Порядок взимания налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 9 декабря 1991 г. и соответствующими законами местных органов власти. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего после совершения операций по обращению имущества - покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Факт владения имуществом (после соответствующей регистрации), отнесенным к объекту обложения, причисляет физических лиц, независимо от гражданства, к плательщикам налогов.

 

Льготы по налогу на имущество делятся по типу имущества и по субъекту обложения.

По субъекту обложения:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимающие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

 

  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

 

  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии по Закону РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

 

По объекту обложения:

  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц